Мировой и социальный порядок

Идея организованного миропорядка, законам кото­рого должны подчиняться государство, индивиды, вся система правосудия, составляет ядро естественно-право­вой философии. Воплотившись в классически отчетли­вые формы в произведениях Платона, эта идея посте­пенно вызревала в учениях его предшественников, гре­ческих натурфилософов.


Главным предметом размышлений античных мысли­телей был мир как единое, упорядоченное целое, т. е. как космос, представший в их воображении не в виде некой безмолвной бездны, но как возникшая из хаоса живая целостность, наделенная разумом и душой и существую­щая по своим строгим законам, главный из которых име­новался Логосом. Требованиям божественного, космичес­кого Логоса должна была подчиняться жизнь государств и отдельных индивидов. Когда люди действовали в соот­ветствии с ними, а государственные законы не противоре­чили императивам Логоса, на земле появлялись мудрость, правда и справедливость. Через Логос до человека дохо­дят суть и смысл высших требований, необходимых для поддержания мирового порядка и космической гармонии.

Логос выступает в роли своеобразного посредника между космосом и человеком и подсказывает людям, как им следует жить и что необходимо делать, чтобы мера гармоничности бытия не убывала. К велениям Ло­госа из всех людей наиболее чутки мудрецы-философы. Именно они взяли на себя задачу доказывать всем дру­гим необходимость жить в гармонии с Космосом и убеж­дать в том, что любое своевольное отклонение от требо­ваний Логоса нарушает космический порядок. Человеку следует искать и соблюдать меру во всем, блюсти спра­ведливость в правосудии, чтить законы, в соблюдении которых заключен смысл его бытия. Через меру и спра­ведливость ему открывается путь к космическим гармо­ниям и высшему совершенству.

Платон придал философским умозрениям досокра-тиков еще большую естественно-правовую выразитель­ность. В его учении появляется, наряду с физическим космосом, идеальный космос. Это высший мир идей, которые пребывают вне физического пространства и вре­мени и составляют первооснову и сущность всех земных предметов и явлений.