Учение об эйдосах

Платон полагал, что главные причины того, что про­исходит в социальном мире, находятся за его предела­ми. Эти причины, или сущности, имеют метафизичес­кую природу и являются чистыми формами, по образцу


которых скроено все, что окружает человека. Платон на­звал их идеями (эйдосами). Мир идей в содержательном отношении бесконечно богаче социального мира. Послед­ний является всего лишь его бледным подобием, далеким от совершенства и напоминающим плохую копию с ше­девра гениального художника. Основные свойства идей:

1) обладают сверхчувственной природой, лишены ма­
териальности, не воспринимаются человеческими орга­
нами чувств, а только лишь умопостигаемы;

2) являются причинами всего сущего и должного,
что составляет жизнь космоса, государства и человека;
если же воспользоваться позднейшей аристотелевской
типологией, то идеи — это формообразующие причины,
сами ни от чего не зависящие, но распространяющие
свое влияние на социум и людей; с их помощью хаоти­
ческая бесформенность земных стихий обретает необхо­
димую оформленность и упорядоченность;

3) являются первосущностями всех вещей и явлений
природно-социальной жизни, находящимися'с последни­
ми в отношениях вертикальной генетической детерми­
нации; то, как осуществляются эти отношения, — для
людей непостижимая тайна, проникнуть в которую че­
ловеческий разум не в состоянии;

4) имеют онтологический характер, т. е. пребывают
не в человеческом сознании, а сами по себе, независимо
от чего бы то ни было; они буквально царят над миром,
в котором живет человек; на них невозможно воздей­
ствовать каким-либо образом, ни одну из них невозмож­
но уничтожить;

5) находятся в отношениях изоморфизма с реалиями
социальной сферы, в которой не может появиться ничто
из того, что отсутствовало бы в мире идей или радикаль­
но отличалось бы от них; этот изоморфизм относителен,
но он позволяет говорить о метафизическом и социаль­
ном мирах как о родственных, а не чужеродных;

6) выступают в качестве универсалий для всех еди­
ничных вещей или явлений данного вида; любое конк­
ретное проявление чего-либо, например справедливос­
ти, отмечено воздействием идеи справедливости;

7) отличаются неизменностью содержания, что ме­
шает социальным реалиям слишком далеко и радикаль-


но уклоняться в опасные стороны; будучи ничем не за­мутненными в их идеальности и стабильными в своем совершенстве, идеи стоят как бы на страже и не дают производным от них вещам демонстрировать капризное непостоянство и беспредельное своеволие;

8) характеризуются атемпоральностью и атопологич-
ностью бытия, пребывают вне времени и пространства,
т. е. в вечности; перед их невозмутимо-величавыми ли­
ками меркнет все, что отмечено печатью суетности, брен­
ности, неминуемости грядущей гибели;

9) выступают в качестве образцов наивысшего совер­
шенства, в которых сконцентрированы все идеалы по­
рядка, меры, гармонии и которые дают надежду на то,
что у земного мира имеется возможность быть не самым
несовершенным; в них сосредоточено все лучшее, что
имеет шанс осуществиться в бытии социума, государ­
ства и человека; они выступают метафизическим гаран­
том того, что злу никогда не удастся полностью подчи­
нить себе социальный мир и навсегда превратить его в
гнездилище мрака, пороков и преступлений;

 

10) несут в себе эталонную нормативность, принуж­
дая земные вещи стремиться культивировать в себе те
свойства и качества, которыми обладают породившие их
идеи; Кьеркегор перевернул все с ног на голову, пола­
гая, что в истории практического воплощения идей, в
превращении духовного в материальное, высокого в низ­
кое присутствует логика деградации идей;

11) непостижимы для усилий непосвященного рас­
судка; только философы, способные к метафизическому
умозрению, интеллектуальному созерцанию, могут при­
коснуться к ним своим умственным взором;

12) каждая идея — конкретное единство номоса (выс­
шей нормативности), этоса (высшей ценности), логоса
(высшего смысла) и пафоса (высшей выразительности и
привлекательности).

Мир идей иерархичен, и верховное положение среди них занимает идея блага. Это абсолютная первонорма-первоценность, от которой производны все социальные формы добра, справедливости, нравственности, правопо­рядка. Через ее посредство заявляет о себе творец ми­роздания. Являясь Демиургом, Мастером, Художником,

• 91 •


пожелавшим создать природно-социальный мир, Бог ори­ентировал свои усилия на идею блага. Платон сравнива­ет эту идею с солнцем высшего, невидимого мира. В цен­ностном и нормативном отношении она — альфа и оме­га всего. В ней сосредоточены и исходная причина, и желаемая цель, и вероятный результат практически-духовной, морально-правовой жизни человеческого рода. Устремляясь к ней, руководствуясь ею, люди рано или поздно достигнут обозначенного ею уровня нравственно­сти и состояния правопорядка.