Типология государств как социальных организмов

Для Аристотеля государства, как и люди, — это жи­вые организмы, соединяющие в себе различные, в том числе противоположные, свойства и качества. Они неод­нородны в зависимости от степени выраженности поло­жительных или отрицательных свойств. Аристотель вы­деляет шесть наиболее распространенных форм государ­ства — три положительные, служащие общему благу, и три превратные, не служащие ему. К первым он относит монархию, аристократию и политию, а ко вторым — тиранию, олигархию и демократию.

Монархия — самая древняя из всех форм политичес­кого устройства, выросшая из патриархальной семьи. Она божественна по своей сути, ибо на самом Олимпе существует монархический порядок, подчиняющийся единоличной воле мудрого Зевса.

Аристократия отличается от монархии тем, что в ней власть сосредоточена в руках не одного человека, а целого ряда лиц, обладающих явно выраженными дос­тоинствами и добродетелями. В тех государствах, где люди сами по себе отличаются высоким уровнем нрав­ственности и способны ценить личные достоинства, власть легко обретает аристократическую форму.

Полития предполагает, что у власти находится боль­шинство граждан, обладающих воинскими доблестями, и их коллективный политический разум принимает все наиболее важные для государства решения. Это форма народовластия, открытая для тех граждан, кто владеет


оружием и вместе с тем изъявляет готовность подчи­няться законам государства.

Тирания представляет собой в глазах Аристотеля та­кую форму государственного устройства, которая проти­воречит высшему предназначению человека. Внешне она похожа на монархию, но имеет своей целью не общее благо, а выгоды одного лишь правителя, власть которо­го не знает ни политических, ни нравственных ограни­чений. Как форма недолжного, тирания подлежит иско­ренению. Поэтому в условиях тиранического гнета, по утверждению Аристотеля, больше чести не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана.

Олигархическая форма правления, как и аристок­ратия, предполагает власть меньшинства. Но, в отли­чие от аристократии, здесь у власти находятся не са­мые достойные, а наиболее богатые. Это происходит в результате того, что, хотя в выборах участвуют все граж­дане, но выбирать они вынуждены из людей высшего имущественного слоя. Во времена Аристотеля таким был государственный строй в Карфагене. Олигархиче­ская власть может обрушиться в результате двух при­чин. Первая — это грубое притеснение олигархами на­родной массы. Вторая — это раскол в среде олигархов, когда власть сосредоточится в руках меньшей части, а другая, будучи оскорблена, прибегнет к содействию народа.

Демократия — это власть в руках народного боль­шинства из числа свободных граждан. Ее отличитель­ная особенность состоит в утверждении принципа равен­ства, препятствующего тому, чтобы богатые имели ка­кие-либо преимущества по сравнению с бедными, и открывающего всем гражданам доступ к управлению го­сударством. В условиях демократии власть может опи­раться на закон, но она же может оказаться и в руках демагогов, потакающих капризам толпы, и превратить­ся в «охлократию» — власть толпы. Аристотель не ис­ключает такой опасности, когда народовластие начнет использовать деспотические методы управления. В та­ких случаях лучшие граждане окажутся жертвами де­магогов и вертящихся вокруг них льстецов, а демокра­тия станет напоминать тиранию.