Государь» — очерк политической социологии

Прямым следствием пренебрежительного отношения Макиавелли к христианским религиозно-нравственным заповедям стала рецептура правового нигилизма, пред­лагаемая им политическим деятелям, стремящимся со-

• 132*


здать крупное государство. Согласно концепции Макиа­велли, человек, обладая разумом и волей, может дей­ствовать сообразно обстоятельствам и быть удачлив в делах. Автор «Государя» настойчиво проводит мысль о деятельной, трансгрессивной природе человека, утверж­дая, что активность для людей предпочтительнее бездея­тельности, а смелость важнее осторожности.

Лидер большого масштаба, обладающий навыками ведения искусных политических игр, должен уметь ради достижения своих целей пользоваться всем арсеналом доступных ему средств, как морально-правовых, так и имморально-неправовых. Его не должна смущать необ­ходимость использования лжи, интриг, коварства, по­скольку это лишь средства, которые по своему ценност­ному статусу не идут ни в какое сравнение со значимос­тью поставленной цели.

Государь может пользоваться законными, правовы­ми методами. Но для успешного достижения поставлен­ных целей у него всегда должен быть в запасе еще один способ действия, который Макиавелли называет насиль­ственным или «-зверским». Сам политик при этом дол­жен уметь менять маски и играть требуемые обстоя­тельствами роли либо благонравного стратега, либо бес­пощадного тирана. Подобное двуличие простительно лишь политику-патриоту, радеющему об общественном благе и стремящемуся к созданию могучего централизо­ванного государства.

Современники Макиавелли ясно видели связь между его Государем и сыном папы римского Александра VI Цезарем Борджиа. Герцог Валентино, обладая военны­ми и политическими талантами, мечтал создать в цент­ральной Италии мощное государство, на основе которо­го можно было бы впоследствии объединить всю нацию. Но ему не удалось выполнить эту миссию. Чудовищный аморализм и преступные наклонности, помогавшие ему в достижении военно-политических целей, обернулись в итоге против него. Задумав вместе с отцом отравить не­скольких кардиналов, они пригласили тех в гости. Но из-за ошибки слуги отравленное вино оказалось в бока­лах самих отравителей. В итоге Александр VI умер сра­зу, а Цезарь Борджиа несколько позже.

• 133 •