К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ

Томас Гоббс (1588-1679) — английский мыслитель. Он родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал ло­гику, служил секретарем у Ф. Бэкона. Во время англий­ской революции был сторонником О. Кромвеля. В пери­од реставрации королевской династии Стюартов не пост­радал потому, что среди членов королевского дома были его воспитанники, но главные сочинения философа были запрещены.

Основные труды Гоббса: «Элементы законов, естествен­ных и политических» (1640); «Основы философии» (1640— 1658); «Философские элементы учения о гражданине» (1642); «Левиафан, или Материя, форма и власть госу­дарства церковного и гражданского» (1651); «О свободе и необходимости» (1654); «О теле» (1655); «О человеке» (1658); «Бегемот, или Долгий парламент» (1668) и др.

Социум в доцивилизационном состоянии

Гоббс питал надежду, что его труды, попав в руки просвещенных монархов, помогут тем существенно усо­вершенствовать социальный порядок в государствах. В трактате «Левиафан» (1651) он изложил свое учение о человеке, государстве и праве, назвав государство име­нем библейского чудовища Левиафана. Вопросы допра-вового состояния общества, сущности государства, при­роды права, свободы, необходимости рассматривались в контексте общих философских проблем методологи­ческого, гносеологического, социально-исторического характера.

• 138*


Гоббс изобразил социальную реальность как мир, в котором никто не может чувствовать себя в безопасности, где над каждым висит угроза насильственной смерти и довлеет страх за собственную жизнь. Агрессивность, во­инственность, корыстолюбие движут большей частью че­ловеческих поступков и постоянно порождают антагониз­мы как между индивидами, так и между общностями.

Гоббс считал, что человек от рождения подвержен животным страстям — страху, гневу, жадности, что лю­бовь к себе, а не к другим является неискоренимым и доминирующим мотивом большей части человеческих действий. Именно эгоизм выступает у Гоббса главным стимулом человеческой активности. Если, например, двое людей, равных между собой в своих естественных жела­ниях и потребностях, устремляются к одной и той же вещи, которой невозможно обладать вдвоем, то они не­изменно становятся врагами, между ними устанавлива­ются антагонистические отношения, укладывающиеся в формулу «человек человеку волк».

Впечатления от революции и гражданской войны в немалой степени способствовали формированию концеп­ции человека как существа, более жестокого и агрессив­ного, чем волки, медведи и змеи. Антагонистические отношения между такими существами позволяли каж­дому делать что угодно против кого угодно, создавали социальную атмосферу «войны всех против всех» (bellum omnium contra omnes), где главным средством разреше­ния большинства возникавших проблем и противоречий являлось насилие, где индивиды не желали признавать границ, отделяющих дозволенное от недозволенного.