Сущность государства и природа власти

Люди, движимые инстинктом самосохранения и стра­хом насильственной смерти, стремятся обрести гаран­тии мира и безопасности. Это заставило их создать госу­дарство, где естественное состояние уступило место за-конопорядку. Гоббс определяет государство как единую, нерасчленимую целостность с одним общим центром, возникшую в результате общественного договора и пред­полагающую ответственность граждан перед властями и заботу властей о поддержании порядка и мира.

. 139 •


Между государством и человеком обнаруживаются отношения изоморфизма: государство оказывается свое­образным подобием человека, или «искусственным че­ловеком», многократно превышающим обычного чело­века размерами и силой. Гигантский государственный организм способен нормально существовать только лишь в условиях мира. Гражданская смута действует на него как тяжелая болезнь, а гражданская война равносильна смерти. Чтобы власть была сильной, она должна быть абсолютной, но когда этого нет, то возникает опасность междоусобиц и распада государства. Будучи гарантом безопасности живущих в нем людей, государство обере­гает их от внешних врагов и внутренних распрей, защи­щает частную собственность и права тех, кто занят тор­говлей и предпринимательством.

Власть государства имеет не божественное, а земное происхождение и возникает в результате общественного договора людей с целью своей защиты. Верховная власть имеет абсолютный характер и не несет перёд подданными никакой ответственности за свои действия. Граждане не вправе протестовать или добиваться изменения формы правления. Государство — это могучий «смертный бог», требующий от всех полного послушания. Естественное чувство, которое подданный питает по отношению к «зем­ному богу», это страх. При этом, как утверждает Гоббс, страх вполне совместим со свободой. Когда, например, человек из страха, что корабль потонет, выбрасывает свои тяжелые вещи в море, или же когда он из-за боязни тюремного заключения платит долги, то это действия свободного человека, ибо он вполне может воздержаться от них, если пожелает. Подобное «свободное» самопри­нуждение оправдано, так как это единственная серьезная альтернатива тем опасностям, которыми чревато естествен­ное состояние «войны всех против всех». В гоббсовой формуле права как совокупности санкционированных го­сударством норм и законов нет речи о естественных пра­вах и прирожденных свободах личности. Это объясня­лось особенностями «смутного времени», когда любой разумный человек был готов уступить свои права и сво­боды монарху, чтобы тот взамен обеспечил ему безопас­ность и надежный социальный порядок.

. 140*