Гоббс указал на существование трех источников нарушений социального порядка:
1) недостаток понимания и незнание (незнание зако
на, незнание приказа суверена, незнание о существова
нии наказания за данное деяние), которое не может слу
жить оправданием;
2) ошибочное рассуждение или ложное мнение;
3) неожиданное проявление силы страстей.
Все нарушения Гоббс различал, во-первых, по характеру причин, во-вторых, по способности оказывать заразительное воздействие на других людей, в-третьих, по опасности порождаемых ими последствий и, в-четвертых, по особенностям места, времени совершения и лиц, совершавших их.
Гоббс считал, что все эти факторы необходимо учитывать при назначении наказания нарушителю. Тот, кто
проявляет открытое презрение к закону, заслуживав большего наказания, чем те, кому это не свойственно.] Тот, чье преступление явилось следствием ложной убеж-1 денности в законности совершаемых действий, заслужи-] вает более снисходительного отношения со стороны судей, чем тот, кто действовал с ясным сознанием проти-1 воправности совершаемого им. Те, чьи правонарушения] проистекали из слепого доверия некоему авторитету, за-1 служивают более мягких наказаний, чем те, кто дей-1 ствовал, руководствуясь лишь собственным мнением. Для преступлений, рожденных внезапными взрывами страс-! ти, смягчающим обстоятельством служит общее несо-, вершенство человеческой природы. И напротив, заранее обдуманное намерение совершить противозаконное дей-; ствие усугубляет вину преступника.
При совершении преступлений пострадавшей стороной может выступать либо частное лицо, либо государство. Там| где обвинение возбуждается от имени частного лица, пре-* ступление именуется частным, но когда обвинение возбуж-| дено от имени государства, преступление квалифицирует-f ся как уголовное. Наказание за совершение уголовног преступления является злом, но это зло вынужденное, при-; чиняемое с одной лишь целью — принудить человеческую^ волю к повиновению и законопослушанию.
Когда Гоббс задается вопросом о том, откуда берется право наказывать тех, кто совершил преступления, то ответ его звучит так: уже у истоков государства, при его образовании каждый человек сознательно отказался от права защищать других людей, передав это право суверену; одновременно он обязался оказывать содействие суверену при наказании виновных. Так возникло право властей наказывать преступников.