СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА


МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА

онятием ментальности (менталитетом) обознача­ются характерные особенности мышления и ми­росозерцания индивидов, принадлежащих к оп­ределенным социальным общностям. Существу­ют различные типологии менталитетов, опирающиеся на различные социокультурные основания. Одна из них — это разграничение ментальностей по принципу принад­лежности к макроцивилизационным формообразовани­ям — Востоку, Западу, Евразии и т. д. Так, восточная ментальность — это миросозерцательные особенности людей азиатского, преимущественно дальневосточного региона, образовавшиеся в условиях традиционных, до-индустриальных обществ и наложившие особый отпеча­ток на философское, религиозное, художественное твор­чество Востока. Особенности восточного менталитета — традиционализм, консерватизм, почтительное отношение к прошлому, готовность индивидуального «я» растворять­ся в общем «мы», преобладание интровертных ориента­ции над экстравертными, чуждость безграничному рацио­нализму, скептическое отношение к идее всемогущества человеческого разума, почтительно-благоговейное отно­шение к природе, к всему естественному и др.

Менталитет западного человека характеризуется ря­дом иных признаков — трансгрессивностью общего скла­да психики, развитостью личностного начала, умением ценить и отстаивать духовную, интеллектуальную, нрав­ственную независимость, бороться за гражданские пра-

10 •


ва и свободы личности, преобладание рационалистиче­ских ориентации и др.

Евразийская (российская) ментальность включает не­приязненное отношение к суетному активизму западного образца, преимущественную интровертность культурного сознания, нехватку чувства меры и формы, которое выра­батывается веками интенсивной культурной работы и др.

Остановимся на особенностях ментальности западно­го человека и рассмотрим их более подробно. Следует особо отметить, что мыслительные и мировоззренческие свойства европейского человека коррелируются с доми­нирующими особенностями левополушарной активнос­ти мозга. Эта активность характеризуется рядом следую­щих признаков.

1. Трансгрессивность интеллекта и общего склада пси­
хики, проявляющаяся как устремленность ко всему но­
вому, неизвестному, наполняет творения европейской
культуры и цивилизации духом энергичного активизма,
страстной порывистости, определяющим образом сказы­
вается на морально-психологическом облике западного
человека, делает его волевым, «военно-спортивным»,
авантюристичным, склонным к агрессии, заставляет стре­
миться к освоению, изменению, покорению мира, позво­
ляет считать себя его хозяином.

2. Жажда новизны, потребность в переменах, отсутствие
стойкой привязанности к прошлому и его традициям.

3. Отзывчивость к чужому, готовность ассимилиро­
вать новые культурные ценности, чьими бы они ни были.
Это позволило войти в классическую европейскую куль­
туру религиозным откровениям древних евреев, матема­
тическим достижениям арабов, техническим открыти­
ям китайцев и многому другому.

4. Развитость личностного начала, стремление выде­
лять свое индивидуальное «я» из общего «мы», умение
ценить и отстаивать духовную, интеллектуальную, нрав­
ственную независимость, бороться за гражданские пра­
ва и свободы личности.

5. Более слабая, чем у восточного человека, развитость
адаптивных способностей, отсутствие гибкости и готовно­
сти приспосабливаться к любым обстоятельствам, хруп­
кость, ломкость внутренних структур индивидуального «я».

• 11 •


 

6. Привязанность к своему индивидуальному «я»,
привычка считать его уникальным, неповторимым по­
рождает экзистенциальную доминанту в виде явно вы­
раженного страха смерти, воспринимаемой как угроза
абсолютной гибели этого неповторимого личного мира.

7. Бинарно-оппозиционный характер большинства
констатации и оценок, стремление акцентировать вни­
мание на выявлении противоположностей доброго и зло­
го, истинного и ложного, рационального и иррациональ­
ного и т. д. Склонность к повсеместному обнаружению
альтернативных логосов, препятствующая восприятию
мира как целого и регулярно ставящая европейское куль­
турное, философское, моральное, правовое сознание в си­
туации вынужденного выбора. Постоянно возникавшие
при этом затруднения оценочно-избирательных предпоч­
тений мобилизовали интеллектуальные резервы субъек­
тов и тем самым стимулировали и ускорили развитие
европейской цивилизации.

8. Преобладание рационалистических ориентации,
превозношение разума в качестве высшего авторитета
способствовали тому, что логика аналитического расчле­
нения сущего на составные элементы довлела над попыт­
ками к целостному, синтетическому мировосприятию.

9. Практицизм ориентации, способность погружать­
ся в практическую деятельность с головой и видеть в
этом призвание и смысл жизни оборачиваются частым
забвением высших духовных истин, превращают евро­
пейца в деятеля, чьи поступки легко приобретают иммо­
ральную и противоправную окрашенность.

10. Стремление расчленять единую поведенческую
акцию на цели и средства, превращая те и другие в
разные фрагменты атомарного мира, способствовало им-
морализации и криминализации социальной практики.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Социологическое сознание представляет собой комп­лекс познавательных свойств и аналитических способнос­тей человеческой психики, которыми располагает профес­сиональный социолог, исследующий социальную реаль­ность. Как инструмент познания, социологическое сознание имеет характерные функциональные особенности.

• 12 •


Во-первых, его предметом является социальная ре­альность, которую можно структурировать, расчленять на элементы, уровни, фрагменты и т. п.

Во-вторых, оно имеет дело с локализованными в со­циальном пространстве и времени, конечными, прехо­дящими, относительными социальными фактами, фено­менами, процессами.

В-третьих, социологическое сознание опирается как на исходные теоретические посылки, так и на эмпири­ческие, доступные проверке данные, появляющиеся в результате наблюдений, измерений, экспериментов и дру­гих познавательных процедур.

В структурном отношении социологическое сознание многосоставно и включает в себя социологический рас­судок, социологический разум, социологическую интуи­цию и социологическое воображение.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАССУДОК

Социологический рассудок — это способность субъек­та познавательной деятельности к эмпирическим кон-статациям, схематизирующим умозаключениям. Он пред­полагает умение расчленять исследуемые предметности на составные части, фрагменты, элементы, уровни и т. п.

Характерные особенности социологического рассудка:

1) имеет дело с очевидностями «точечных» соци­
альных феноменов, отдельных социальных фактов и их
совокупностей, пребывающих в пределах локальных ареа­
лов социального пространства;

2) опирается на эмпирические, верифицируемые дан­
ные, появляющиеся в результате непосредственных на­
блюдений, измерений, экспериментов и т. д.;

3) при построении объяснительных моделей не идет
дальше выявления ближайших, непосредственных соци­
альных детерминант, и потому получаемые с его помо­
щью выводы пребывают, как правило, в плену мировоз­
зренческих стереотипов и расхожих объяснительных штам­
пов своего времени и окружающей социальной среды;

4) не приемлет антиномий, предпочитая при обслу­
живании разнообразных по своей направленности социо­
логических построений иметь дело в каждом отдельном

. 13 •


случае либо с конкретным тезисом, либо с его антите­зисом;

5) не признает существования метафизической реаль­ности, категорически отвергает метафизику как сред­ство миропонимания и не видит возможности для уста­новления продуктивных контактов с нею.

Социологический рассудок как познавательный ин­струмент уверенно ведет себя в замкнутых нормативно-ценностных и смысловых пространствах конкретных мировоззренческих и идеологических систем. Ему доста­точно легко дается техника конструирования теорети­ческих схем в пределах догматики юридического позити­визма. При этом отличительными особенностями рацио­нально-рассудочного понимания являются ограниченность целей, поверхностность и схематизм оценочных сужде­ний, наивно-вульгарный прагматизм мировоззренческих и этических выводов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗУМ И РЕФЛЕКСИЯ

По сравнению с социологическим рассудком, социо­логический разум — более сложный познавательный инструмент. Его основная функция — структурирова­ние социальной реальности в соответствии с фундамен­тальными философскими, метафизическими принципа­ми. С его помощью осуществляется синтез результатов познавательных усилий социологического рассудка и ин­теллектуально-метафизической интуиции.

Конкретной формой рационально-разумного мышле­ния является социологическая рефлексия как способ­ность социологического разума к исследованию своих отношений с социальной реальностью. Субъекту реф­лексии свойственно интересоваться не столько социаль­ной практикой самой по себе, сколько тем, как она отра­жается и какой вид принимает в его собственных пер­цептивных (связанных с особенностями человеческого восприятия), оценочных и аналитических структурах и какие она порождает в них состояния и противоречия.

Социологическая рефлексия позволяет субъекту по­знания преодолевать свои непосредственные оценочные реакции и погружаться в сплетение сложнейших содер-