Принцип воздающей справедливости

Беккариа выступил сторонником общественно-дого­ворной теории; с ней он связывал существование права государства на наказание граждан за совершенные пре­ступления. Отдавая государству часть своей свободы, люди тем самым вручают ему мандат, позволяющий на­казывать виновных ради восстановления справедливос­ти, попранной преступниками. Вместе с тем, никто не может быть назван преступником, пока не вынесен об­винительный приговор суда. До этого момента общество не должно лишать обвиняемого своего покровительства.

Наказание не должно быть ни слишком суровым, ни слишком мягким; оно тогда будет достигать своей цели,

• 161 •


когда зло, связанное с ним, станет явно превышать вы­году, доставляемую преступлением. Мера наказания за каждое конкретное преступление устанавливается зако­ном, и никто из судей не вправе превысить ее. Законода­тели же должны руководствоваться принципом: чем зна­чимее и важнее для общества нарушенное благо, тем суровее должно быть наказание. Цели наказаний заклю­чаются в том, чтобы, во-первых, воспрепятствовать по­вторным преступлениям виновного, а во-вторых, удер живать других от аналогичных преступлений при по средстве наглядного примера неотвратимости воздаяния. Философская и прагматическая пенология Беккариа подчинена общему принципу воздающей справедливости, который требует, чтобы наказание с необходимостью сле­довало за преступлением. Главным и наиболее действен­ным средством сдерживания роста преступлений должна быть не жестокость наказаний, а их неизбежность. А это должно проявляться в бдительности властей и справедли­вости правосудия. По мнению Беккариа,'знание о неиз­бежности даже умеренного наказания имеет для граждан большее воспитательное и сдерживающее значение, чем существование жестоких наказаний при реальной возмож­ности их избежать. Излишне суровые кары способны лишь ожесточать души людей. В государствах, где они практи­куются, один и тот же дух зверства водит рукой законода­теля и направляет руку убийцы. И на этом пути систему судопроизводства поджидают мрачные последствия, свя­занные с антропологическими особенностями людей, с ес­тественными пределами чувствительности человеческого тела: если этот предел достигнут касательно обычных пре­ступлений, то тогда для тяжелых и опасных преступлений начнут изыскиваться совершенно чудовищные виды кар.