Антропосоциология наказаний

Беккариа опирается на несколько исходных антро­пологических принципов. Во-первых, человек обладает свободной волей, а это означает, что на преступление он может идти свободно исознательно. Во-вторых, челове­ку свойственно стремиться к удовольствиям и избегать неприятностей, поэтому должны существовать наказа­ния, предостерегающие людей от недопустимых методов

• 162*


и средств получения удовольствий. Труд Беккариа со­держал, наряду с общими принципами, конкретные пред­ложения по реформированию и гуманизации системы судопроизводства: 1) уголовные законы должны быть широко обнародованы, доведены до сведения каждого гражданина, что послужит делу предупреждения пре­ступлений; 2) поскольку цель наказаний состоит не в социальной мести, а в удержании людей от преступле­ний, то смертную казнь следует отменить; 3) тайные доносы и пытки должны быть исключены из процесса судопроизводства; 4) следует существенно улучшить со­держание осужденных в тюрьмах; 5) судьи обязаны со­блюдать принципы законности.

Сочинение Беккариа всколыхнуло общественное мне­ние. Его реформаторские идеи комментировали Воль­тер, Гельвеции и другие философы. Под их влиянием король Пруссии Фридрих Великий издал новый уголов­ный кодекс с существенно смягченными наказаниями. Австрийский император Иосиф II запретил пыточное следствие. Герцог Тосканы Леопольд отменил смертную казнь. Книга привлекла внимание Екатерины II, и рус­ская царица пригласила Беккариа приехать в Петер­бург. И хотя с точки зрения высокой метафизики отвле­ченные рассуждения итальянского мыслителя выглядят достаточно тривиальными, его несомненная заслуга со­стояла в том, что он одним из первых в Европе нового времени обнародовал мысли о необходимости гуманного отношения к людям, совершившим преступления.

Ш. МОНТЕСКЬЕ: