Естественная и социальная детерминация

Монтескье удалось обосновать идею влияния естествен­ных условий, ландшафта, климата на характер социаль­ной жизни и государственного устройства. Человеческое существование подчинено естественным стремлениям — жить в обществе, существовать в мире, добывать себе пищу, оказывать помощь другим и т. д. На этом естественном основании выросли социальные формы регуляции челове­ческого поведения. Монтескье пытался объяснять меха­низмы действия социально-правовой регуляции с позиций естественных наук. Мир права для него не был чем-то специфическим и самостоятельным; законы существова­ния права включены в мир естественных закономерностей. С одной стороны такой подход Монтескье к праву выгля­дит как явное упрощение сложных проблем социальной регуляции. Но с другой — в этом можно увидеть стремле­ние универсализовать значимость морально-правовой нор­мативности, придать ей всеобъемлющий характер.

Для Монтескье пороки людей имеют в равной степени и естественные и социальные причины. Для борьбы с ними необходимо создание таких общественных условий, кото­рые естественным образом побуждали бы индивидов к соблюдению нравственных заповедей и юридических за­конов. Преобразование общественных условий следует на­чинать с реформирования законодательства и всей систе­мы государственного правления, в том числе с разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Согласно Монтескье, человечество существует под двой­ным нормативным диктатом: оно подчиняется всеобщим естественным законам и локальным законодательствам конкретных государств. Некогда в условиях естественно­го состояния существовали лишь первые. С переходом к гражданскому состоянию стали развиваться системы по­зитивных законов, ориентированные на соответствие кри­териям разумности, целесообразности и справедливости.