Типология законов социального существования

Трактат Монтескье «О духе законов» — самое значи­тельное социальное сочинение французского Просвеще­ния, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведение, со-


здававшееся на протяжении 20 лет, имеет энциклопеди­ческий характер и состоит из 31 книги.

Под «духом законов» Монтескье понимает интеграль­ное детерминирующее начало, вбирающее в себя множе­ство факторов естественного, климатически-географичес­кого, а также социально-исторического, хозяйственно-экономического, нравственно-политического характера, оказывающих многовекторное и вместе с тем совокуп­ное причинное воздействие на практику юридического нормотворчества, на особенности законодательств, су­ществующих в различных социальных системах.

Первые восемь книг трактата посвящены исследо­ванию природы законов и сути принципов правления. В 9—10 книгах законы исследуются в их отношении к оборонительной и наступательной силе государства; в 11-13 книгах идет речь о связях между законами и сво­бодой; в 14-18 книгах — об отношении законов к есте­ственным условиям, в которых пребывают государства; в 19—25 книгах — о главных особенностях отдельных народов; в 26 книге очерчиваются границы действия каждой разновидности законов; 27-31 книги характе­ризуют динамику генезиса законов в ее связи с конкрет­ными условиями развития государств.

Все сочинение пронизано стремлением выявить, как соотносятся между собой естественные законы бытия с законотворческой деятельностью людей и в какой мере нормы человеческого общежития соответствуют приро­де вещей.

Ж. Ж. РУССО:

ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕЖИТИЯ

Жан Жак Руссо (1712-1778) — французский фило­соф, историк культуры, драматург, поэт. Родился в Же­неве, в семье часовщика. В 1741 г. приехал в Париж, где благодаря своим дарованиям, философскому и худо­жественному творчеству обрел известность, вошел в круг энциклопедистов.

Основные сочинения Руссо: «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» (1755); «Об общественном

. 165 •


договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании» (1762); «Юлия, или Новая Элоиза» (1767); «Исповедь» (опубликована после смерти фило­софа) и др.

Антитеза « естественное—общественное »

Руссо выстраивает свою антропосоциологическую кон­цепцию на основе антитезы «естественное-общественное». Естественному состоянию и естественному человеку он противопоставляет социальность, цивилизацию, прогресс, оценивая отрицательно все, что составляет вторую сторо­ну антитезы. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства» Руссо описывает два состоя­ния, присущих человеческому роду — естественное и гражданское. Последнее он, в отличие от многих предше­ственников и современников, характеризует скорее нега­тивно, чем положительно, поскольку его развитие вместе с совершенствованием искусств и наук способствовало не улучшению нравов, а их ухудшению, распространению пороков, деградации человека. Все естественное, положи­тельное, благое в человеке подвергается порче. Общество в гражданском состоянии стало скопищем искусствен­ных людей и притворных страстей, создало атмосферу неравенства, взаимного презрения, преобладающего ин­тереса ко всему внешнему и безразличия к добру.

Цивилизация до такой степени разрушила прежние гармоничные отношения человека с естественной средой, что теперь ни культура, ни мораль, ни право не в состоя­нии удержать в равновесии и упорядоченности социальную реальность. И поскольку вернуться в прежнее естествен­ное состояние обществу невозможно, остается двигаться вперед. Но что недоступно обществу в целом, вполне воз­можно для отдельного человека, и Руссо прилагает значи­тельные усилия для того, чтобы обосновать правомерность жизненной позиции «естественного человека». Согласно его взглядам, человек — самодостаточное, целостное су­щество, щедро одаренное природой прекрасными каче­ствами — добротой, способностью любить справедливость, красоту, истину. И поскольку цивилизация портит его, вовлекая в атмосферу неравенства, несправедливости, алч­ности, то ему ничего не остается, как отвергнуть ее раз-

• 166*


вратительные, гибельные искушения и вернуться назад к природе, к простоте естественных чувств и отношений.

Антропология и социология Руссо органично взаимо­проникают друг в друга. Согласно его концепции, чело­век способен раскрыть свою сущность и реализовать соб­ственную свободу только в той среде, которая по своему характеру максимально приближена к естественной. В ней не должно быть ничего такого, что бы грубо, насиль­ственно, разрушительно воздействовало на природу чело­века, деформировало его дух, искажало добрые наклон­ности сердца, склоняло к порокам и преступлениям. По­добная среда не тождественна миру дикой природы, как нередко ее представляли оппоненты Руссо. Это цивилизо­ванный синтез социального и естественного, отвечающий самым высоким критериям культуры, морали, права, равенства и братства. Путь к созданию такого социально­го мира пролегает через реформирование существующих общественных структур и институтов.