ИДЕЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — французс-! кий социальный мыслитель-утопист, автор философско-| социологических трактатов. Имел графский титул, был офицером, участвовал в войне североамериканских ко­лоний за независимость против Великобритании. Как теоретик являлся учеником философа д'Аламбера.

Главные труды Сен-Симона: «Письма женевского оби­тателя к современникам» (1802); «Очерк науки о чело­веке», «Труд о всемирном тяготении» (1813-1822); «О промышленной системе» (1821); «Катехизис промыш­ленников» (1824); «Новое христианство» (1825).

Сен-Симон критиковал современное ему государство и пытался философски обосновать возможность построения рационально организованной социальной системы, способ­ной обеспечить максимальное благо наибольшему числу людей. Он разделял историю на три основных этапа:

1) созидательный;

2) разрушительный;

3) период, когда общество выходит на рубежи пост­
роения справедливого социального порядка.

Это восхождение должно осуществиться через раз­витие промышленности и науки, искоренение эксплуа­тации, устранение антагонизмов и социального неравен­ства. Роль государства и права должна состоять при этом в планировании, организации промышленности, регулировании экономических отношений.

В будущем властные институты не только станут вме­нять всем в обязанность участвовать в производитель­ном труде, но и предоставят всем юридически гарантиро­ванные равные возможности развития и практического


применения своих способностей. Государство будет при лагать активные усилия по продвижению к всеобщем] миру, к всемирному ассоциированию с другими государ^ ствами и народами в единое мировое сообщество, в кото­ром не будет войн и преступлений.

Важным средством приближения к идеальному со­
циальному порядку должно послужить христианство.
Пронизанное духом единения, исповедующее принцип
«все люди — братья», оно поможет преодолеть все соци­
альные противоречия и обеспечит духовно-нравственную^]
целостность будущей всемирной ассоциации.