ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Джон Остин (1790-1859) — английский правовед.] Учился в университетах Геттингена и Берлина. Был -профессором Лондонского университета, возглавлял ка­федру юриспруденции. В XIX в. концепция Остина пользовалась авторитетом среди европейских правове­дов позитивистской ориентации. В его «Лекциях о юрис­пруденции, или философии позитивного закона» право рассматривалось в традиционном для англичан эмпи-рико-фактографическом, утилитаристском ключе, при полном отсутствии какой бы то ни было метафизики. Право бралось как совокупность нормативных предпи­саний, исходящих от лиц или учреждений, обладающих властью, и адресованных лицам, находящимся в поло­жении подчинения, руководствующимся привычкой к повиновению.

Источником позитивного права выступает суверен­ная светская власть, располагающая реальной силой и способная гарантировать исполнение своих требований. Наличие санкций, предполагающих наказание за непо­виновение, придает праву принудительный характер. Остин утверждал, что существует право в строгом смыс­ле слова, устанавливаемое одними разумными существа­ми для других разумных существ, но к нему нельзя относить нормативные требования, устанавливаемые со­циальными субъектами, не обладающими статусом су­веренов, а также предписания общественного мнения,

• 176 •


нормы международных соглашении, правила этикета и моды, нравственные нормы защиты чести. Для обозна­чения всей совокупности этих требований Остин ввел понятие позитивной морали. Позитивное право должно быть совершенно свободным от воздействий позитивной морали и не позволять ей оказывать на него регулятив­ное воздействие. Равным образом оно должно относить­ся и к религиозным нормам. Проблемы этики и религи­озного воспитания имеют право на существование, но в практически функционирующей юриспруденции им нет места. Рассуждая в духе традиций английского преце­дентного права, Остин признавал ведущую роль судов в правовом нормотворчестве.

Г. В. ГЕГЕЛЬ: МАКРОСОЦИОЛОГИЯ