И ГОСУДАРСТВА

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — один из наиболее крупных представителей немецкой класси­ческой философии. Родился в Штутгарте, в семье круп­ного чиновника. Окончил Тюбингенский теологический институт. Был домашним учителем в Берне, редактором газеты в Бамберге, директором гимназии- в Нюрнберге, профессором философии в Гейдельбергском и Берлин­ском университетах. Основные сочинения: «Феномено­логия духа» (1807); «Наука логики» (1812—1816); «Эн­циклопедия философских наук» (1817); «Основополо­жения философии права» (1821); «Философия права» (1826) и др. Посмертно изданы «Лекции по философии истории» (1837); «Лекции по истории философии» (1833-1836); «Лекции по эстетике» (1835-1838).

Свобода

У всемирной истории имеется своя цель, и это, по мнению Гегеля, свобода. Если в государствах Древнего Востока свободен был только один человек — прави­тель-деспот, в античных государствах Европы имела ме­сто свобода немногих, то в государствах христианского мира присутствует стремление к осуществлению свобо­ды всех. В осуществлении идеала свободы Гегель видел

177 •


оправдание того зла, которым переполнена социальная жизнь народов. Индивиды ввергаются в водовороты ис­торических событий, независимо от того, хотят они это­го или нет; им кажется, что они преследуют свои соб­ственные, частные или групповые, интересы и цели, но на самом деле их деятельность целиком подчинена стра­тегическим планам Абсолютного Духа. Наибольшей зна­чимостью при этом обладают действия тех людей, чьи усилия целиком совпадают с замыслами Мирового Разу­ма, который предоставляет им наибольшую свободу в начинаниях и осуществлении задуманных планов.