Огюст Конт (1798-1857) — один из создателей позитивной социологии. Он родился во Франции, в Монпе-лье, в семье сборщика податей. Учился в Политехнической школе. В молодости был учеником и секретарем А. де Сен-Симона. В последние годы жизни увлекся религиозными идеями и попытался пересмотреть свою концепцию. Основные сочинения Конта: «Курс позитивной философии» в 6 т. (1830—1842); «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества» (1854).
Метод и принципы социологии
В «Курсе позитивной философии» впервые появился термин социология, означавший дисциплину, изучающую общество как целое и применяющую для этого все средства и методы современного научного познания. Одновременно Конт обозначил основные признаки и свойства того метода, при помощи которого социология должна добывать научные знания об обществе. Этот метод, названный Контом позитивным, должен отодвинуть в сторону религиозные и метафизические рассуждения, не прибегать к абстрактному (спекулятивному) философствованию, быть сугубо рационалистичным, т. е. опираться только на разум. Его задача — добывание именно позитивных, свободных от мистико-метафизических компонентов знаний посредством наблюдений, сбора и обобщения фактов, построения и проверки гипотез, создания научных концепций, обнаружения законов наблюдаемых социальных явлений и процессов.
Три ведущих принципа лежат в основании социологии как науки:
1) принцип эмпиризма, заставляющий учитывать в
первую очередь данные непосредственного опыта;
2) принцип позитивизма, требующий, чтобы факты,
интересующие социолога, не искажались метафизичес
кими домыслами;
3) принцип физикализма, ориентирующий социоло
гию на физику как методологический образец, достой
ный подражания.
• 187 •
Причинные объяснения процессов, происходящих внутри социальной реальности, не предполагают привлечения высших, сверхъестественных первоначал. Необходимо исследовать поддающиеся наблюдению социальные явления, факты, процессы и на основе получаемых результатов делать выводы о закономерностях общественной жизни людей.