Типология общественно-государственных форм

Вборьбе за выживание и самоутверждение, длящей­ся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы государственности.

• 197 •


1. Примитивное (военное) государство отличается
хищническими ориентациями и видит в войне главную
цель своего существования. Весь образ жизни его на­
селения подчинен милитаристским принципам. Меха­
низмы социализации нацелены на воспитание будущих
воинов, дисциплинированных, воинственных, отважных,
готовых к самопожертвованию. Индивидуальное «я» це­
ликом подчиняется корпоративному «мы» и восприни­
мает как должное жесткую, тотальную регламентацию
всех сторон социальной жизни.

2. Индустриальное государство ориентировано на
организацию хозяйственно-экономической жизни. Что­
бы экономика, промышленность эффективно функцио­
нировали, обществу необходимы мир, защищенность
частной собственности, политические права и свободы
граждан, стабильный правопорядок.

Динамика интегративиых процессов

Надежным гарантом прочности социального поряд­ка является динамика интегративных процессов. Об­щим основанием социальной интеграции является со­блюдение принципа соразмерности получаемых выгод оказываемым услугам. Спенсер указал четыре типа ко­операции:

1) однородная, гомогенная кооперация, при которой
одинаковые усилия соединяются для одинаковых, одно­
временно осуществляемых целей;

2) не вполне однородная кооперация, где одинако­
вые усилия соединяются для одинаковых целей, осуще­
ствляемых не одновременно;

3) гетерогенная кооперация, где неодинаковые уси­
лия соединяются для одинаковых целей;

4) гетерогенная кооперация, где неодинаковые уси­
лия соединяются для неодинаковых целей.

Данная типология имеет важное значение для пони­мания природы социальных связей внутри гражданско­го общества. Отношения, поддерживаемые при посред­стве указанных типов кооперации, полезны для благосо­стояния всей социальной системы в целом и для успешной жизнедеятельности входящих в нее индивидов. Разви-

• 198*


[ вая эту мысль, Спенсер писал: «Главные черты того ко­декса, при котором вполне совершенная жизнь достига­ется путем добровольной кооперации, могут быть выра­жены очень просто. Основное требование заключается тут в том, чтобы деятельность каждого человека, на­правленная на поддержание жизни, приносила ему каж­дая тот род и ту сумму выгод, которые достигаются ею при естественных условиях; а это предполагает, во-пер­вых, что он не должен страдать от прямых нападений на личность и собственность; а во-вторых, что он не должен страдать даже косвенным образом от наруше­ний договоров. После того, как жизнь будет облегчена в величайшей степени соблюдением этих отрицатель­ных условий добровольной кооперации, делающих воз­можным постоянный обмен услугами, согласно заклю­ченным договорам, эта жизнь находит себе еще даль­нейшее облегчение во взаимном обмене услугами сверх договора» (Спенсер Г. Основания науки о нравственно­сти. СПб., 1880. С. 184-185).

Э. ДЮРКГЕЙМ: АНАТОМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — выдающийся фран­цузский социолог, один из создателей позитивной со­циологической теории. Родился в религиозной еврей­ской семье. В студенческие годы увлекался философией И. Канта, а затем социологическим учением О. Конта. Значительное влияние на формирование его как иссле­дователя оказали идеи Монтескье, Руссо, Спенсера. Пре­подавал в университетах Бордо и Парижа. По его ини­циативе в Сорбонне была создана кафедра социологии, а социология стала полноправной учебной дисципли­ной, которую начали преподавать в университетах Франции.

Основал и редактировал журнал «Социологический ежегодник». Основные сочинения: «Элементы социоло­гии» (1889); «О разделении общественного труда» (1893); «Правила социологического метода» (1895); «Самоубий­ство» (1897); «Элементарные формы религиозной жиз­ни» (1912); «Социология и философия» (1924) и др.


Дюркгейм выступил в своих исследованиях как ра­ционалист-позитивист, который для объяснений обще­ственных явлений и процессов не нуждается в выходах за пределы реальных социальных фактов. Именно соци­альные факты как таковые для него — альфа и омега социологического знания. Из них складывается объек­тивная социальная реальность с ее социальными струк­турами и социальными институтами.

Для социолога-наблюдателя социальным фактом яв­ляется внешний по отношению к нему объект внима­ния. В социальных фактах всегда присутствует нечто типическое и безличное. Социолог не имеет права вкла­дывать в их содержание и изображение какие-либо субъективные моменты, свидетельствующие о его лич­ном отношении к ним. Основная задача исследователя состоит в том, чтобы отыскивать устойчивые причин­ные связи между отдельными социальными фактами, а затем формулировать общие закономерности разви­тия и функционирования тех общественных систем, к которым относятся проанализированные социальные факты.

Исходные причины возникновения и существования социальных фактов пребывают не в природе, не в чело­веке, не в запредельном, потустороннем мире, а в обще­стве и не выходят за пределы социальной сферы. Со­гласно Дюркгейму, право как сугубо социальный фено­мен необходимо объяснять лишь действием социальных факторов. Общественная система, внутри которой взаи­модействуют индивиды, функционируют социальные группы и многочисленные институты, оказывает детер­минирующее воздействие на правовую сферу.