Социология морали

В учении Дюркгейма важное место занимала кон­цепция общественной солидарности, под которой он под­разумевал социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. Он различал две формы солидар­ности — механическую и органическую.

Первая характерна для архаических обществ и пред­полагает неразвитость личностных начал и доминирова­ние репрессивных форм правосудия.


Вторая присуща обществам с системой разделения труда и наличием индивидов с развитым самосознани­ем, позволяющим им испытывать связь с общественным целым. Этой органической солидарности соответствует реститутивное (восстановительное) право, ориентирован­ное на постоянное исправление нарушений существую­щего порядка вещей.

Под влиянием учения Канта Дюркгейм заинтересо­вался проблемами морали и у него возникло намерение облечь нравственную философию немецкого мыслителя в социологическую форму.

Для Дюркгейма характерно отождествление мораль­ного с социальным. Он выводил мораль из содержания социальных условий, понимая ее как принудительную систему правил повседневного поведения, а общество рас­сматривал как моральное единство индивидов. Содер­жательным ядром морали является понимаемый в кан-товском духе долг с его императивностью, безличнос­тью, независимостью от места и времени. Другим ее важнейшим компонентом является благо как средото­чие интересов социальной общности. Источники мораль­ного долженствования пребывают не в индивидах, а в обществе, в сфере его коренных интересов. Поэтому мо­раль всегда такова, каково общество. Моральные нормы имеют свойство изменяться в зависимости от изменений социальных стандартов. Но во всех случаях социум счи­тает истинно моральным поведением то, где человек жер­твует личным во имя общественного. Лишь то общество становится «моральным», где его члены прочно усвоили содержание нормативных принципов.

Главная задача морали состоит в том, чтобы воздей­ствовать на поведение индивидов и удерживать их от проявлений произвола. Она предназначена формировать у личности такие качества, как дисциплинированность, коллективистские (корпоративные) чувства, автономию воли как способность свободно, исходя из внутренних стремлений, следовать моральным нормам. Формирова­нию данных свойств помогает изучение этики, сопро­вождающееся приобретением знаний тех причин, соглас­но которым человек должен добровольно подчиняться социоморальным предписаниям.

. 201 •


 


Существуют несколько типов морали. От государ­ства и его интересов производив этатистская мораль, изображающая государство как высший моральный ав­торитет, дарующий индивидам свободы и права. Про­фессиональным группам соответствуют кодексы профес- сионально-корпоративной морали, позволяющие собра-j тьям по цеху ощущать практически-духовное единство, ■ дающие им чувство защищенности. Жизнь семьи обслу­живается нормами семейной морали, которые обеспечи­вают безопасность членов семьи, воспитывают альтруис­тические наклонности, защищают от одиночества, пре­пятствуют самоубийствам.