РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог и со­циальный философ. Родился в семье юриста. В детстве отличался болезненностью, мало общался со сверстни­ками и много читал. Раннее интеллектуальное разви-

•218-


тие и блестящие способности обусловили его дальней­шие творческие достижения и успехи. В студенческие годы изучал право. В 30 лет был уже профессором, преподавал в университетах Берлина, Фрейбурга, Гей-дельберга, Вены, Мюнхена, основал немецкое социоло­гическое общество. Умер в расцвете творческих сил от пневмонии.

Основные сочинения: «К истории торговых обществ в средние века» (1889); «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891); «Национальное государство и народно-хозяй­ственная политика» (1895); «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904); «Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Критические исследования в области наук о культуре» (1906); «К положению буржуазной демократии в Рос­сии» (1906); «О категориях понимающей социологии» (1913); «Хозяйственная этика мировых религий», «По­литика как профессия» (1919); «Хозяйство и общество» (1921) и др.

Концепция двух методов

Вебер исходил из положения о том, что природа и общество живут по разным законам и что каждой из сфер должен соответствовать свой тип знания и своя методология, естественнонаучная или социогуманитар-ная. Существуют два основных метода — объяснение и понимание.

Первый практикуется преимущественно в естество­знании, но используется и в сфере социальных проблем. Его главное свойство — объективизм как запрет на при­внесение субъективных, личностных моментов в карти­ны описываемых социальных фактов, явлений, событий.

Второй метод характерен для социологии и позволя­ет исследователю привносить элементы своего субъек­тивно-личностного мироотношения в изображения изу­чаемых предметов. Если за методом объяснения про­сматриваются традиции классической науки с ее строгим объективизмом и рационализмом, то принцип понима­ния отмечен печатью утверждающейся культуры модер­на с ее субъективистскими ориентациями.