Рациональная и иррациональная мотивация

Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выявил две модели дей­ствий «экономического человека». Первая — это ирра­ционально-авантюрная модель, возникшая в глубокой древности и характерная для торговцев, спекулянтов, ростовщиков, представителей финансово-торгового ка-


питала, стремящихся «делать деньги», не производя то­варов. Не требуя высоких моральных качеств, она пред­писывает уповать на случайный выигрыш, удачу, хит­рость, заставляет руководствоваться имморальными пра­вилами в духе поговорки «не обманешь — не продашь» или китайского выражения «неделя труда и десять ты­сяч лет счастья». Эта имморально-криминальная модель не исключает насилия, воинственных акций, морского разбоя, использования труда рабов и прочих подобных средств, отличающихся этической неразборчивостью, бес­церемонностью, агрессивностью, правовым нигилизмом. Вторая модель — рациональная, возникшая в Евро­пе в эпоху Реформации, когда в протестантских странах стали ликвидировать монастыри, а от их бывших обита­телей потребовалось выполнение всех христианских за­поведей в миру. В итоге для многих приверженцев про­тестантского исповедания труд начал обретать религи­озный смысл. Укрепилось убеждение, что Богу угодно, когда человек много и честно работает, что следует упо­вать не на счастливый случай, а на рационально органи­зованный, систематический труд по производству това­ров. Эти умонастроения Вебер назвал «духом капита­лизма» , требующим целерациональной организации всей жизни, умеренного прагматизма, запрета тратить день­ги широко и бездумно, как это делали аристократы-феодалы.