Социальная нормативность и типы господства

Вебер попытался провести отчетливую границу меж­ду правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организаци­онном характере, в наличии организованных групп спе­циалистов-профессионалов — судей, прокуроров, адво­катов. Предназначение стражей закона в том, чтобы строго следить за соблюдением правопорядка и, при необходимости, наказывать виновных, а для этого го­сударство снабдило их всеми полномочиями. Мораль­ные нормы, в отличие от правовых, лишены институ-циальности и осуществляют свои регулятивные функ­ции по-иному.

• 221 •


Вебер разработал концепцию легитимной власти в государстве, обозначив несколько типов легитимного господства. Первый, легальный, заключается в преоб­ладании рациональных принципов управления. Он по­зволяет человеку считать, что он подчиняется не вы­шестоящим индивидам, а законам, под властью кото­рых находятся как управляемые, так и управляющие. Второй тип властвования, традиционный, основывает­ся не столько на законности, сколько на общем призна­нии священного характера старых традиций и древних иерархий. Он включает в себя три разновидности влас­ти — геронтологическую (власть старейшин), патриар­хальную (власть племенных вождей) и патримониаль­ную (власть монарха). Третий тип господства, харизма­тический, обозначает властные отношения, строящиеся на основе личной преданности вождю, государю-полко­водцу, пророку на вере масс в необыкновенную одарен­ность политического лидера. Понятие харизмы (от греч. harisma — высший, божественный дар), использовав­шееся в католической теологии для обозначения осо­бой избранности, отмеченности человека высшей бла­годатью, было социологизировано Вебером и стало ис­пользоваться для характеристик наиболее выдающихся государственных деятелей, полководцев, пророков, от­личавшихся необыкновенными, дарованными судьбой способностями.

Каждому из указанных видов властвования соот­ветствуют свои типы правовых систем. Вебер отдает предпочтение легальному типу, считая его наиболее со­ответствующим духу рациональности, господствующе­му в новое время в западной цивилизации. Чем рацио­нальнее организованы механизмы правовой регуляции, тем эффективнее они решают стоящие перед ними прак­тические задачи. Так обстоит дело с правовым государ­ством, которое создает необходимые условия для того, чтобы граждане делали ставку преимущественно на це-лерациональные (предполагают, что субъекты отчетли­во представляют цели своих усилий, характер допусти­мых средств и возможные реакции социального окру­жения) и ценностнорациональные (означают готовность руководствоваться ясно сознаваемыми мотивами эти-


ческого, религиозного или эстетического характера) модели социального поведения. На рациональной осно­ве возможны приемлемые для цивилизованного сооб­щества комбинации интересов граждан с интересами государства.

Категория идеального типа

Вебер ввел в социологию понятие идеального типа как теоретической модели распространенного социаль­ного явления, интересующего исследователей. Образу­ясь в результате абстрагирования социологического со­знания от множества эмпирических деталей, идеальный тип не только отображает социальную реальность, но и противостоит ей, указывая на то состояние, в котором может или должна пребывать данная реалия, и в этом втором качестве он представляет собой «утопию логи­чески возможного». Идеальный тип возникает в резуль­тате целенаправленных усилий исследовательского мыш­ления, создающего из пестрого хаоса социальных фак­тов логически стройный концептуальный «микрокосм». В зависимости от степени аутентичности и эвристичнос-ти, идеальные типы могут либо напоминать бэконов-ские «призраки» и скорее препятствовать, чем способ­ствовать успешному познанию, либо же успешно функ­ционировать в познавательной практике на протяжении длительного времени. В основе огромного разнообразия теорий, касающихся одного и того же объекта, напри­мер, государства, права, свободы, лежат различные по степени продуктивности идеально-типические модели этих социокультурных форм.