Социология религии

Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древ­него Востока. Он видел в религии один из традицион­ных способов придания смысла социальным действиям человека, культурную форму, задающую и поддержи­вающую экзистенциальные смыслы, вносящую начала рациональности в мировоззрение и практику повсед­невного отношения к окружающей жизни. Благодаря

• 223 •


религии мир превращается в арену действия сверхъес­тественных сил и существ, которые все вместе состав­ляют целостный космос. Религия не только творит и хранит смыслы, скрепляющие человека с мирозданием в единое целое, но и формулирует важнейшую цель человеческого существования, находящуюся на верши­не иерархии больших и малых жизненных целей и об­ретающую вид идеи спасения. Одновременно она опре­деляет нормативные рамки человеческого существова­ния, поощряет одни формы поведения и запрещает другие, позволяет индивидам отчетливо формулировать свои исходные нравственные позиции, побуждает к со­циальным действиям, отвечающим религиозно-нрав­ственным критериям и препятствует поступкам, не от­вечающим этим критериям.

Л. ГУМПЛОВИЧ:

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ДЕЗИНТЕГРАЦИИ

Людвиг Гумплович (1838-1909) — польско-австрий­ский социолог. Был профессором университетов Крако­ва и Граца.

Основные сочинения: «Раса и государство» (1875); «Расовая борьба» (1883); «Основы социологии» (1885) и др.

Предназначение социологии

Гумплович считал, что теоретическая социология не вправе уклоняться от эмпирических фактов. Только на их основе она может строить какие-либо обобщения. Ее главная задача заключается в изучении динамики дви­жения больших социальных групп в пространстве и вре­мени. Это движение подчиняется вечным, неизменным законам, которые должна обнаружить социологическая наука. Подобные исходные ориентации позволяют социо­логии занимать особое место в комплексе социогумани-тарных наук, выполнять координирующую и интегра-тивную функции по обобщению и сведению воедино всех добываемых знаний о жизни общества.

Для Гумпловича социальные законы — это разно­видность естественных законов. Первые обнаруживают

•224<


себя через такие факторы, как единообразие проявле­ний, ритмическая повторяемость (периодичность) основ­ных процессов, обеспечение взаимодействия, координа­ции и целесообразности усилий разнообразных соци­альных общностей, подчиненность всех человеческих усилий стремлениям к самосохранению, благополучию и властвованию над другими индивидами.