Борьба как атрибут социальной жизни

Важной закономерностью является то, что взаимо­действие естественных и социальных элементов всегда ведет к тому, что более сильные стремятся подчинить своей власти слабых или же, при сопротивлении, унич­тожить их. То есть логика противоборства и ориентации на взаимоуничтожение составляет неотъемлемую при­надлежность социального общежития. Поэтому Гумпло-вича в первую очередь интересуют не проблемы соци­альной интеграции и социального порядка, а дезинтег-ративные процессы вместе с факторами, оказывающими дестабилизирующее, разрушительное воздействие на ци­вилизацию.

Характерной особенностью существования челове­ческих сообществ является различие отношений инди­вида к «своим», то есть членам ближайшего окруже­ния, сородичам, согражданам, и к «чужим», с которы­ми индивид себя не отождествляет. К первым он готов относиться с дружественных позиций солидарности и уважения. Отношение к «чужим» подчинено мотивам враждебности, ярко выраженной ксенофобии. В резуль­тате глубокой укорененности этой типовой модели двой­ственного социального поведения и на фоне объектив­ной расчлененности человеческого рода на множество локальных сообществ, между группами, воспринимаю­щими друг друга как «чужих», всегда будут вспыхивать конфликты и войны. Гумплович рассматривает всеоб­щую историю человечества как процесс естественного отбора, подчиненный законам борьбы за выживание. Согласно его концепции, борьба между первобытными ордами привела к появлению народов и образованию государств. В результате насильственного покорения

• 225 •


малых и слаоых племен более сильными возникли на­роды. В ходе многочисленных и практически нескон­чаемых войн между народами образовались все совре­менные государства.