Метафизическаясоциология насилия

То, что казалось первым читателям произведени: Кафки фантасмагорическим, ирреальным, абсурдньщ обнаружило, спустя несколько десятилетий, множеств буквальных совпадений с повседневной социальной дей ствительностью. Художественное и социологическое во­ображение гениального писателя-мыслителя прозрело сквозь завесу времени угрожающую основам цивилиза­ции и неуклонно надвигающуюся на нее устрашающую машину тоталитарного неправа. Оно уничтожает рели­гиозные, нравственные и правовые основания цивилизо-j ванного существования. Под его воздействием человек! утрачивает не только внешние опоры, но и внутреннюю способность к противостоянию его экспансии.

Социология Кафки имеет не только художественный, но и метафизический характер. Он как бы «метафизиру-ет» социальную реальность: причины того, что происхо­дит в социальном мире, хотя и находятся за пределами восприятия и понимания героев, но они присутствуют здесь же, рядом с ними, в пределах окружающей их соци­альной реальности, то есть имеют не сверхфизическую, запредельную, а вполне посюстороннюю природу. Это особый род социологизированной метафизики или «ме-тафизированной» социологии. Согласно ее принципам человеку нет надобности искать первопричины сущего в трансцендентном мире, ибо они скрыто присутствуют в обыденной реальности повседневного существования с его политическими, правовыми, экономическими, моральны­ми и прочими проблемами. Эта их скрытность не только от непосредственного восприятия, но и от целенаправлен­ных рассудочных усилий рационального познания и сооб­щает им сходство с истинно метафизическими причина­ми. Кафка не говорит о том, что народами правит злая воля политических узурпаторов и злодеев. В его романах зло анонимно и своими масштабами и неодолимой силой напоминает скорее Мировую волю Шопенгауэра.