Экзистенциальная антропосоциология

Мир Кафки подобен миру Босха; он оставлен Богом на произвол судьбы. В отсутствии благой силы, он ока­зался во власти зла. В нем тяжело и страшно жить.


В нем невозможно быть счастливым. Только русский пи­сатель А. Платонов смог создать аналогичную по сути и конгениальную по художественным достоинствам модель мироздания. Человек, пребывающий внутри этой сти­хии абсолютного зла и тотального насилия, ничем не защищен. Зло разлилось по всему миру, насилием про­питан каждый атом социальности. Сам воздух «пахнет смертью». Нет места ни утешению, ни надежде на спасе­ние. Психика людей пребывает во власти страха перед угрозой гибели. Существование человека крайне уязви­мо, и достаточно самой малой причины, чтобы погубить его. Он погружен в социальную реальность, логика су­ществования которой ему не ясна. Любой исходящий извне властный императив, даже самый абсурдный, спо­собен парализовать его волю. Любое внешнее препят­ствие кажется ему непреодолимым. Таково поведение героя притчи «Закон», не решившегося в течение жизни войти в ворота, которые предназначались для него и сквозь которые стражи должны были пропустить толь­ко его. Обладатель инертной, пассивной души, лишен­ной возвышенных стремлений, он сам не знает, имеет ли право на существование или нет. В итоге его безбла­годатное присутствие в безблагодатном мире оказывает­ся обречено на безблагодатную, ужасную смерть либо в результате насилия («Процесс»), либо чудовищного пре­вращения в паука («Метаморфоза»). Смерти такого рода могут быть только наказанием за грех безблагодатной жизни. Ведя ее, человек уже готовит себя в жертву. И Кафка разворачивает устрашающие картины метафи­зической виктимологии, которые, подобно картинам дан-товского ада, говорят языком символов о той социаль­ной и духовной жизни, какую не должен вести человек, где бы он ни жил и кем бы он ни был. Философия наказаний без преступлений превращается в философию жертвенности.