Психосоциология страха

Феномен страха занимает в поэтике Кафки одно из ведущих мест и имеет вид ключевой психосоциологемы. Как инстинктивно-эмоциональная реакция личности на угрожающую ей опасность, страх может иметь и внут­ренние, психологические, и внешние, социальные, пред­посылки. Естественная потребность в безопасности и самосохранении, вошедшая в противоречие с общим скла­дом социальных обстоятельств, способна породить слож­ные переживания и привести к крайне неоднозначным поведенческим реакциям человека. Страх, которому под­властны в своем большинстве герои Кафки, не конст­руктивен, а деструктивен. Он не способствует активному противодействию угрозе и спасению своего достоинства и жизни, а напротив, деморализует личность, парализует ее волю, мыслительные способности, блокирует проявле­ния высших нравственных чувств и творческих способ­ностей. Чаще всего это страх перед монстром преступной государственности, перед гигантским социальным телом современного Левиафана, перед неодолимой силой создан­ных им обстоятельств, грозящих раздавить личность. У че­ловека Кафки нет иммунитета против удушающей силы такого страха, как нет и опыта выживания в его атмосфе­ре, поэтому он чувствует себя жалким, беспомощным на­секомым, обреченным на неминуемую гибель, либо физи­ческую, либо нравственную.

Мироощущение героев Кафки симптоматично для «ма­ленького человека» перед беспощадной машиной автори­тарно-полицейского или тоталитарного государства. Он весь состоит из страха. Характерно, что сам Кафка гово­рил о себе, будто он весь целиком состоит из страха и что это, вероятно, лучшее, что в нем есть. Этот социальный страх, переросший в метафизический ужас, стал доми­нантой в его философско-художественных построениях.