Бессознательные влечения

Психоанализ рассматривает бессознательное как сти­хию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрес­сивно-оборонительных импульсов и влечений, способ­ных не только обеспечить жизнедеятельность индивида и рода, но и служить глубинным основанием анорматив-ного, противоправного поведения. Фрейд указал на два основных средства, позволяющих сглаживать остроту

• 249 •


столкновений бессознательного с нормативными огра­ничениями цивилизованной социальности — стихийно возникающее и сознательно культивируемое. Первое — это сублимация, как метод трансформации инстинк­тивно-сексуальной энергии в социально-деятельностную, практически-преобразовательную, познавательную, ху­дожественную, политическую и т. д. Второе — специ­ально разработанная методика психоанализа, представ­ляющая собой систему психотерапевтических средств. Поздний Фрейд значительное внимание уделял двум основополагающим бессознательным началам — Эросу как «инстинкту жизни» и Танатосу как «инстинкту смерти». Он полагал, что в человеке присутствует бес­сознательное стремление к возвращению всего живого в его первоначальное, неорганическое состояние, то есть «воля к смерти», потребность в разрушении собствен­ной и чужих жизней. Противоречия между «волей к жизни» и «волей к смерти» определяющим образом воздействуют на социальное поведение людей, создают широкий спектр духовных, моральных, правовых и про­чих проблем.

Бессознательное — это область глубинных психичес­ких процессов, протекающих вне контроля сознания и представленных в духовной деятельности и социальном поведении человека разнообразными проявлениями по­ложительного и деструктивного характера. У малень­ких детей с едва начавшим развиваться сознанием все проявления бессознательного находятся как бы на по­верхности. Последующая социализация, воспитание, об­разование, приобретение навыков цивилизованного, куль­турного, законопослушного поведения напоминают про­цесс надстраивания над «подвалом» бессознательного многих этажей социальных и духовных качеств. В итоге бессознательное оказывается на самом «дне» психики, где продолжает жить своей скрытой от всех жизнью. Являясь психической универсалией, оно пронизывает все виды и формы человеческой жизнедеятельности от элементарных жизненных актов до самых возвышен­ных форм научно-художественного творчества. Бессоз­нательное — психоантропологическое основание, на почве которого формируются ментальные, ценностные и нор-

•250>


мативные структуры человеческого духа. Оно способно заявлять о себе не только в виде творческого вдохнове­ния или нейтральных формах сновидения, но и в опас­ном для окружающих виде немотивированной агрессив­ности, в форме девиаций, деликтов и преступлений. Сколь бы эти структуры ни противоречили в своих уст­ремлениях витальной природе бессознательного и ни пытались оторваться от его детерминирующих воздей­ствий, они все же существуют в огромной степени благо­даря ему, как крона существует благодаря скрытым в земле корням. Если бы социальное поведение людей не испытывало на себе воздействия бессознательного, то любая из акций представляла бы собой рационально оформленный, поддающийся достоверному прогнозиро­ванию поведенческий автоматизм «человека-машины». Бессознательное чрезвычайно усложняет поведение, ли­шает его стопроцентной предсказуемости.

Подавленные бессознательные влечения способны порождать неврозы и состояния фрустрации с характер­ным для них негативным и даже откровенно враждеб­ным отношением человека к морально-правовым запре­там, мешающим ему реализовать свои агрессивные ин-.тенции. Бессознательные агрессивные импульсы далеко не всегда доводятся до сознания индивида и могут быть 'неясны ему в силу их значительного отличия от рацио­нальных, отчетливо осознаваемых мотивов. Человек мо­жет с удивлением обнаружить их в себе, и у него будут все основания для того, чтобы не считать их принадлеж­ностью своего «я» из-за их очевидной чужеродности. Подобные коллизии обнаруживают, что люди иногда сами не в полной мере понимают, что их толкнуло на тот или иной поступок, поскольку между сознанием и бессозна­тельным оказывается барьер, за который ни рассудок, ни разум не в состоянии проникнуть. Чаще всего бессоз­нательное выступает как темный двойник сознательно­го «я», как его тайная, повсюду за ним следующая тень, способная провоцировать на агрессивно-криминальные действия. В глубинах бессознательного дремлет намять о диком, первобытном прошлом и для этой дремлющей энергии наиболее предпочтительными формами разряд­ки являются борьба, насилие, разрушения.

• 251 •


 


 

Двоение психической жизни на сознательную и бессоз­нательную — один из самых драматических сюжетов че­ловеческого бытия, сопровождающийся множеством серь­езных коллизий, которые по своей остроте и напряженно­сти способны достигать уровня настоящих драм и трагедий. Если рассматривать проявления бессознательного в нор­мативном аспекте, то обнаруживаются четыре их типа:

1) внеморальные, то есть не подлежащие этическим
оценкам;

2) подлежащие этическим оценкам, но при этом не
выходящие за рамки моральных норм;

3) нарушающие нормы морали (проступки, пороки);

4) нарушающие нормы права (преступления).

«Комплекс Эдипа»

Изображая бессознательное как стихию инстинктив­ных, сексуальных и агрессивно-оборонительных импуль­сов, ощущений, влечений, идущих из глубин психики и обеспечивающих жизнедеятельность человеческого орга­низма, Фрейд уделил особое внимание сексуальному ин­стинкту. Согласно его концепции, сексуальные потреб­ности человека обнаруживают себя уже в раннем дет­стве. Поначалу они не имеют внешних объектов и направляются ребенком на самого себя. Эту возрастную стадию Фрейд назвал «нарциссизмом», имея в виду юно­шу Нарцисса из греческих мифов, увидевшего свое ото­бражение в зеркальной глади водоема и влюбившегося в него. Вторая возрастная фаза развития сексуальности предполагает, что влечения рэбенка устремляются на родителей. При этом у мальчиков влечение к матери сопровождается агрессивными, соперническими чувства­ми к отцу. Фрейд называет это психологическое состоя­ние «комплексом Эдипа». У девочек аналогичное стрем­ление к отцу и агрессивное отношение к матери получи­ло в работах последователей Фрейда название «комплекса Электры» (по имени героини древнегреческих мифов, которая, мстя за своего отца Агамемнона, участвовала в убийстве своей матери Клитемнестры). Оба комплекса присутствуют в подсознании каждого человека и способ­ны влиять на его судьбу. В обычных, нормальных усло­виях социализации сын, становясь взрослым, как пра-

•252 •


вило, направляет свое влечение на других женщин. Од­новременно он усваивает отцовские поведенческие сте­реотипы, соглашается, внутренне сживается с исходя­щими от отца повелениями и запретами и, в конечном счете, избавляется от чувства соперничества с отцом.

Фрейд выдвинул любопытную гипотезу историческо­го происхождения «комплекса Эдипа». Согласно ей, не­когда в далеком прошлом в варварской орде господство­вал жестокий и своенравный отец. Притесняемые им сы­новья однажды сговорились и убили тирана. Но после того, что свершилось, они вместе с радостью освобожде­ния от отцовского деспотизма испытали чувства вины и раскаяния. С одной стороны, их радовало, что женщины, ранее принадлежавшие отцу, теперь принадлежали им. Но то обстоятельство, что убитый являлся их отцом, рож­дало раскаяние. Боязнь самим повторить впоследствии судьбу отца, а также чувство вины заставили сыновей ввести запреты-табу на убийства родственников и на кро­восмесительные связи. В результате архаическая психи­ка, прежде целостная, непротиворечивая в своей перво­бытности, теперь оказалась в состоянии внутреннего кон­фликта: с одной стороны, в человеке жили агрессивные и кровосмесительные побуждения, а с другой, он вынуж­ден был подчиняться введенным социальным запретам. Подсознательные импульсы толкали к преступлениям, но вновь образовавшаяся психическая структура, назван­ная Фрейдом «сверх-Я» и являвшая собой первоначаль­ную форму совести, удерживала от опасных шагов.