Репрессивность социального контроля

Для Фрейда характерен взгляд на генезис и функцио­нирование государства, социальных норм, культуры сквозь призму проблемы бессознательного. В системе социаль­ного контроля он видел не только необходимое условие усмирения разрушительных влечений, средство разви­тия цивилизации и культуры, но и репрессивный фак­тор, действующий угнетающе на бессознательно-инстинк­тивные начала человеческой природы, порождающий неврозы, бесчисленное множество внутренних морально-психологических коллизий и деформации характеров.

• 253 •


Психоаналитическая концепция Фрейда имеет важ­ное значение для криминолого-психологического анали­за мотивационных предпосылок преступления. Фрейду удалось обосновать положение о том, что почти всегда, кроме рациональных, осознаваемых мотивов преступле­ния, существуют еще и глубинные, бессознательные ус­тановки, способные быть хотя и скрытым, но ведущим генератором криминальных инициатив. Без их учета не­возможно воссоздать аутентичную психологическую кар­тину абсолютного большинства совершаемых преступ­лений. Согласно теории Фрейда:

1) за мотивами нормативного или анормативного,
криминального поведения, которые очевидны для само­
го человека и в достаточной степени ясны ему, всегда
существует более глубокий мотивационный уровень, а
за ним следующий и т. д. до бесконечности;

2) истинное содержание криминальной мотивации
может значительно отличаться от очевидных побуди­
тельных причин преступления;

3) преступление может быть целиком детерминиро­
вано бессознательными психическими установками, не
доведенными до сознания преступника;

4) преступник способен самостоятельно или с помо­
щью психоаналитика осознать суть и смысл собствен­
ных бессознательных установок, толкнувших его на пре­
ступление;

5) проникновение в бессознательные глубины психи­
ки в поиске главных, определяющих, первичных моти­
вов социального поведения нэ имеет шансов для дости­
жения конечного пункта, исходной «точки», поскольку
физическая бездонность бессознательного переходит в
метафизическую беспредельность трансцендентально-
трансцендентной реальности.