Представители | Основные произведения | Основная идея происхождения культуры |
Йохан Хейзинга (1872 – 1945) – нидерландский ученый, историк и теоретик культуры. | «Осень средневековья», «Человек играющий» | Игровая концепция происхождения культуры, рассматривающая возникновение человеческой культуры как результат реализации врожденной склонности человека к игре; культура – «продукт играющего человека». |
Эрнст Кассирер(1874 – 1945) – немецкий философ, один из ведущих представителей марбургской школы неокантианства. | «Философия символических форм» | Символическая концепция происхождения культуры – рассматривающая человеческую культуру как синтез разнообразных символов (язык, миф, искусство, религия, наука и т.д.); предлагает называть человека «символическим животным». |
По характеру деятельности и ее результатов различают:
· Материальная культура (производство, обмен, распределение материальных благ);
· Духовная культура (продуцирование идей, знаний, художественных образов, моральных и правовых норм);
По субъекту – носителю культуры:
общество, нация, класс, другие социальные группы и отдельная личность (например, культура казахстанского общества, культура русского народа, профессиональная культура, культура личности);
По функциональной роли:
общая (необходимая каждому члену общества),
специальная (необходимая людям той или иной профессии, т.е. профессиональная культура)
По происхождению:
элитарная(созданная привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами, например, изящное искусство, классическая музыка и т.д.),
народная – созданная анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (фольклор);
массовая (созданная профессиональными авторами и распространяемая с помощью электронных носителей; обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная; понятна и доступна всем возрастам и слоям населения независимо от уровня их образования; удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любые новые события; у нее самая широкая аудитория.
Массовая культура – культура, идущая на поводу у обывателя, отражающая стереотипы мышления толпы, явление, связанное с научно-технической революцией и усилением воздействия средств массовой информации на сознание людей.
Контркультура – понятие, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам той или иной культуры, а также обозначающее явления молодежной культуры 60-80-х гг. XIX века.
Субкультура – суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными устойчивыми ценностями, обычаями, нормами.
Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный, общественный) – определенная форма состояния культуры, организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности
Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных мыслителей и исследователей:
· синоним понятия «культура» (Ф. Шеллинг)
· антипод культуры (Н. Бердяев, Н. Рерих)
· завершающий этап развития культуры, ее закат (О. Шпенглер)
· конкретный исторический тип общества (А. Тойнби)
· ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс);
· цивилизация как религиозная общность
· цивилизация как уровень технологического развития
· мировое сообщество государств и народов
· цивилизация как объединенное планетарное сообщество разумных существ
Ключевые понятия:глобализм, нация, народ, этнос, общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, социальная структура общества, культура, цивилизация, модернизация