Социальные движения

Социальные движения обычно возникают на основе экономических и культурных изменений, на основе пре­образований в материальном базисе общества либо новых идей, привнесенных из других обществ. Следовательно, сами по себе они не являются основным фактором обще­ственного развития, но представляют или могут пред­ставлять в некоторые периоды могучую силу, изменяю­щую общество. Социальным движением мы называем сов­местные стремления людей к реализации общей цели. В некотором смысле каждая целевая группа — это выра­жение определенного социального движения, или, точ­нее говоря, некоторые движения приобретают форму це­левых групп.

Механизм возникновения социальных движений обыч-

[214]

но таков: если в каком-либо обществе какая-то часть лю­дей не может удовлетворить свои экономические, куль­турные, политические или другие потребности — безраз­лично, по каким причинам и чем вызвано такое положе­ние вещей (это могут быть изменения, обусловленные техническим или экономическим развитием или культур­ной диффузией), — тогда неудовлетворенные потребности вызывают недовольство, фрустрации, переключение пси­хической энергии, мобилизованной для достижения средств удовлетворения потребностей, на борьбу против действительных или воображаемых препятствий, короче, возникает состояние эмоционального напряжения, психи­ческого беспокойства, которое благодаря контактам, взаимопониманию, осознанию большинством людей общ­ности своего положения превращается в состояние со­циального беспокойства. Социальное беспокойство прояв­ляется в поисках контактов, в дискуссиях и разговорах в неформальных кругах, в поисках разрешения ситуации, признанной невыносимой, в размышлениях по поводу действительных или надуманных вопросов этого положе­ния вещей и т. д. Состояние беспокойства может охваты-- вать большие или меньшие общности, может касаться лишь некоторых профессиональных категорий, может за­трагивать целые социальные классы или некоторые тер­риториальные общности. Состояние беспокойства — это исходный пункт развития социальных движений, и в за­висимости от того, какие потребности не удовлетворе­ны, какие группы, круги, слои или классы охвачены бес­покойством, развиваются различные социальные движе­ния.

Термин «социальное движение» иногда употребляют взамен термина «социальные процессы». Например, когда члены какой-либо общности начинают собственными си­лами искать средства удовлетворения потребностей и раз­решения ситуации, которая вызывает их беспокойство, возникают определенные массовые явления. Когда без­работные жители деревни самостоятельно, неорганизован­ным образом и независимо друг от друга начинают ис­кать работу вне деревни, возникает миграция как соци­альный процесс, описанный в предыдущей главе. Если, например, большое число людей самостоятельно начинает увеличивать число книг, прочитанных в течение года, возникает массовое явление, называемое интересом к чте-

[215]

нию; если те же самые люди начинают совместно стре­миться к созданию библиотек, читален, клубов читателей, то возникает движение читателей. Массовые явления от­личаются от процессов тем, что они обычно кратковременны и не проявляются в более длительных сериях, а от социальных движений они отличаются тем, что стремле­ние к разрешению сходных ситуаций является в них не общим, а лишь сходным, что массовое явление — это лишь сумма сходных поступков, а не общее стремление к реализации общей цели. Но тем не менее массовые яв­ления, так же как и социальные движения, вводят новые элементы в социальные отношения, организации и струк­туры, а следовательно, являются фактором развития. Термин «социальное движение» мы сохраняем для обозна­чения коллективных, совместных стремлений и действий, совершаемых более или менее организованно для дости­жения определенного положения вещей, изменяющего со­циальную ситуацию участников движения.

Выделим три рода социальных движений: а) движе­ния реформаторские, б) движения революционные, в) движения экспрессивные[188].

Реформаторские движения возникают тогда, когда со­стояние социального беспокойства охватывает некоторые ограниченные круги и общности, когда совместные стрем­ления к изменению существующей ситуации не сталки­ваются с репрессией со стороны силы, когда лидеры и деятели движения имеют свободу действия, поль­зуются средствами публичной связи с общественностью и когда неудовлетворенные потребности не касаются су­щественных жизненных процессов. Реформаторские дви­жения институционализируются в форме добровольных объединений, действуют в рамках установленного соци­ального порядка, стремятся к проведению желаемых из­менений путем законодательства или изменений в инсти­тутах и формальной организации общности. Реформатор­скими движениями были, например, движение за эман­сипацию женщин, профессиональное движение, просве­тительские движения, антиалкогольное движение, движе­ние в защиту животных, различные филантропические движения и т. д.

[216]

Реформаторские движения проходят обычно более или менее выраженные фазы развития. Очевидно, в зависи­мости от целей и социального диапазона движения эти фазы могут выступать более или менее отчетливо, а не­которые могут не выступать вообще. 1) Первым этапом развития является состояние социального беспокойства, охватывающее некоторые круги и общности по поводу определенного положения вещей, вызывающего недоволь­ство. 2) Это состояние приводит к спонтанному возник­новению разных форм агитации, дискуссии, пропаганды, посредством которых ищут способы разрешения пробле­мы. Эти формы деятельности осуществляются людьми, наиболее остро ощущающими состояние недовольства или обладающими определенными концепциями и представле­ниями об изменениях, какие следует провести, чтобы из­менить неудовлетворительное положение вещей. 3) В ре­зультате этой спонтанной деятельности возникает созна­ние общности целей, создаются круги и свободные нефор­мальные группы людей, объединенных сознанием общно­сти целей. В этих группах и кругах выделяются лидеры, которые иногда могут обладать чертами пророков, про­видцев, идеологов, создающих представление о новом по­рядке или новом положении вещей. 4) Спонтанно возни­кающие круги и неформальные группы для реализации своих общих целей создают организованные целевые груп­пы, добывающие средства для проведения организован­ной деятельности. Так возникают объединения, имеющие свое управление, формальную организацию, свои стату­ты и предписания, регулирующие их деятельность. Во главе их становится новый тип лидера-организатора. Возникает нужда в технических руководителях, умеющих организовать и направить деятельность порой быстро раз­растающихся объединений, охватывающих большую тер­риториальную область. Это этап возникновения и разра­стания институциональных форм движения. 5) Следую­щая фаза развития движения состоит в использовании возникших организационных форм для реализации целей. Тогда обычно на первый план выдвигаются политики или деятели, являющиеся не организаторами, а исполни­телями, обеспечивающими эффективную деятельность. В этой форме движение обычно достигает своих принци­пиальных целей либо терпит решительное поражение. Но даже после достижения принципиальных целей организа-

[217]

ция остается и действует дальше, ибо существующие институциональные формы становятся местом работы и источником существования для многих работников воз­никшего административного аппарата. Нередко в рамках этого аппарата создаются более мелкие клики или под­группы, использующие объединение в собственных целях. 1В интересах работников, независимо от того, получают они дополнительные выгоды или нет, поддерживать орга­низацию, обеспечивающую им общественное положение, средства существования, стабилизацию и т. д. 6) Тогда движение вступает в последнюю фазу — окостенелого про­зябания, фазу, когда во главе институциональных форм становятся администраторы, работающие по бюрократизи­рованным правилам. Окостенение и бюрократизация ре­форматорских движений имеют несколько причин. С те­чением времени изменяется общая социальная ситуация в среде, в которой происходит движение, и созданные в прошлом институты и организация движения уже не со­ответствуют существующим условиям. В связи с этим создаются бюрократизированные формы управления, ко­торые легче могут приспособиться к изменившимся усло­виям. Лидеры и деятели движения становятся с те­чением времени консерваторами, которые не только при­вязаны к старым формам и целям, но и стремятся сохра­нить то, что они сами создали, то есть институты и уч­реждения движения. В рамках этих институционализированных форм создается давление общественного мнения, лояльность по отношению к движению, которые также затрудняют его динамическое приспособление к новым условиям. А поскольку положение вещей, которое ког­да-то вызывало беспокойство, перестало существовать, то, следовательно, и цели движения 'поблекли и утратили силу, мобилизующую эмоции и стремления.

Теоретики социальных движений иногда различают реформаторские движения с общими целями и с частны­ми целями[189].

[218]

Революционные движения в начальных стадиях мо­гут быть похожи на реформаторские движения. Если же движение должно принять форму победоносного револю­ционного движения, то должны быть соблюдены некото­рые важные условия: недовольство и состояние беспо­койства должно охватить широкие массы, чаще всего — целые общественные классы; они должны затрагивать существенные жизненные потребности так, чтобы создать сильные мотивы, побуждающие к участию в революцион­ном движении; нет условий для свободной деятельно­сти лидеров и организаторов движения, которые с само­го начала встречаются с острыми репрессиями. Но основ­ное различие между революционным и реформаторским движением заключается в целях, которых хотят достиг­нуть, и в методах, какими хотят эти цели реализовать; цели и методы являются следствием причин, вызываю­щих социальное беспокойство, и условий, делающих не­возможной реформу. Следовательно, революционные движения — это движения, направленные не к реформе существующего положения вещей, а к его принципиаль­ному изменению путем его ниспровержения силой. Поэто­му оно должно мобилизовать большую социальную энер­гию, чем реформаторское движение, использовать другие средства деятельности, должно обладать общественной идеологией, дающей представление о новом обществен­ном порядке, должно иметь формальную организацию — зачаток власти, способной руководить революцией и стать политической властью.

Некоторые социологи-историки на основе известных великих революционных движений и революций стара­лись установить некоторые типичные фазы развития этих движений Бернард Горроу[190] представляет эти фазы сле-

[219]

дующим образом: 1) период социального беспокойства, недовольства, брожения; 2) беспокойство охватывает ин­теллектуалов, которые формулируют идеологию, дающую представление о новом общественном порядке; 3) возник­новение целевых организаций, подготавливающих рево­люцию, ее политическую и экономическую программу, становящуюся основой мобилизации широких масс на поддержку движения; 4) революционный взрыв; 5) пе­риод власти, осуществляемой умеренными группами; 6) мобилизация и развитие экстремистских групп, опа­сающихся, что умеренные не защитят революцию и ее завоевания; 7) захват власти экстремистами и период террора для подавления контрреволюции; 8) спад волны террора, стабилизация нового порядка или реставрация старого порядка.

Не все революции должны иметь именно такой ход. Приведенная выше схема разработана на основе хода ве­ликих революций. Известны также революции бескров­ные, без периода террора. Победоносная революция приводит ;в жизнь новый институциональный порядок, из­меняет формальную организацию общества, производит сдвиги в классовой структуре. Нужно также подчеркнуть, что никакая реставрация после подавления революции не может восстановить предреволюционный порядок без изменений. Течение революции оставляет слишком глу­бокие следы в системах ценностей, в образцах поведе­ния, в обычаях и неформальной организации общности, в иерархии престижа и т. д., чтобы можно было полно­стью реставрировать старый социальный порядок[191].

Революционные движения и революции делятсянаразличные категории в зависимости от целей, идеологии, размаха и социальной базы. Наиважнейшие и глубо­чайшие изменения общества вызывают революции соци­альных классов, свергающие господство одних классов и приводящие к власти новые классы, например Великая французская революция, которая свергла феодальный строй и привела к власти буржуазию, или Великая Ок­тябрьская революция, которая ликвидировала господство буржуазии и привела к власти рабочий класс, создающий социалистический строй. От революций этого типа сле-

[220]

дует отличать революции, проводимые частью некоторых классов, направленные только к устранению господствую­щих элит, без далеко идущего преобразования социально­го строя, или государственные перевороты, осуществляе­мые армией, направленные только к смене властите­ля, как, например, бунты преторианцев в Риме. Оче­видно, в истории встречаются также революции, соеди­няющие в себе отдельные элементы этих различных типов.

Экспрессивные движения — это определенные процес­сы, охватывающие иногда широкие круги и общности людей, ищущих удовлетворения потребности выражения личности, удовлетворения эстетических, религиозных или интеллектуальных потребностей, а также потребности выразить определенные импульсы, возникшие под влия­нием какой-либо выдающейся индивидуальности. Сюда от­носятся движения морального и религиозного возрожде­ния, охватывающие иногда широкие массы, но не образую­щие компактной институционализированной формы, какую мы встречаем в реформаторских и революционных дви­жениях, эстетические движения, движения сторонников определенных интеллектуальных и художественных тече­ний, например экзистенциализма, движения привержен­цев джаза или твиста и т. д. Сюда относятся некоторые молодежные движения, ищущие близости с природой или пропагандирующие особые формы дружбы, связанные с неопределенными взглядами мистического характера[192].

Экспрессивные движения, распространяющиеся на ос­нове «эмоционального заражения», еще хорошо не изуче­ны. Их влияние на общественную жизнь не затрагивает структуры и формальной организации. Они изменяют и обогащают образцы поведения, системы ценностей, крите­рии оценок, вносят и пропагандируют новое интеллек­туальное содержание, новые эстетические взгляды, пропа­гандируют определенную моду в одежде, в манере выра­жаться, во взаимоотношениях и взаимодействиях. Они создают новые установки и способствуют распростране­нию идеологии.

[221]