Структура, виды, формы и уровни деятельности

 

Структура деятельности представляет собой взаимосвязь ее основных элементов: а) субъекта действий, направленных на те или иные объекты; б) объектов, т.е. тех предметов и явлений, на которые направлена деятельная активность субъекта; в) материальных и духовных орудий и средств деятельности, с помощью которых субъект деятельности воздействует на объект деятельности.

Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной стороной деятелъностного процесса, носителем целенаправленных действий, выражающих его жизненные нужны и потребности.

Что же делает субъекта инициатором собственных действий?

Основополагающей причиной деятельного отношения субъекта к миру служит необходимость в определенных условиях его бытия, детерминирующая потребности, интересы и цели.

Именно потребности индивида, отражающие адаптивный характер деятельности, определяют все предшествующие ей состояния сознания и воли, которые выступают в качестве регуляторов человеческих действий (через целеполагание, продуманность, идеальную версию способов и результатов деятельности, осознанный контроль над последней).

Другими словами, все человеческие действия осуществляются ради реализации самых разных человеческих нужд и потребностей. «Беспотребностной» деятельности не существует, поскольку потребность - это свойство субъекта нуждаться в определенных условиях своего существования.

Разумеется, многообразие человеческих потребностей не исчерпывается необходимостью физического существования и воспроизводства. Можно вслед за А. Маслоу выделить два основных типа потребностей: дефициентных и бытийных. Первые выражают необходимость в биологическом или социальном существовании, а вторые - отношение человека к своим потребностям, т.е. их качество, уровень реализации. Например, бытийная потребность людей - это не просто их потребность в пище, а потребность в определенном качестве и условиях удовлетворения дефициентной потребности в пище. К числу бытийных потребностей относятся потребности человека в самоуважении, переживании прекрасного, любви, дружбе, сочувствии и т.д.

Человек стремится к удовлетворению прежде всего тех потребностей, от которых он не может отказаться и которые принимаются им как данные. В зависимости от ряда факторов, в том числе сложившейся системы собственных ценностных предпочтений, он классифицирует свои индивидуальные потребности или как жизненно необходимые, первоочередные, или как второстепенные, неактуальные.

Можно предложить и иные классификации всей многоликости потребностей человека: материальные и духовные, индивидуальные и общественные, стратегические и тактические, здоровые и нездоровые, субстанциональные и атрибутивные, т.д.

Классифицируя потребности действующего человека, мы сталкиваемся еще с одной его существенной характеристикой - отношением к своим потребностям, осознанием их, субъективным выражением. Все это обнаруживается в форме интересов. Нужно видеть отличие понятия интереса как свойства самого субъекта, с одной стороны, и предмета интереса как объекта действия, представляющего для человека определенную ценность - с другой. Например, денежные купюры являются предметом интереса, отличного от самого интереса человека в них как средстве удовлетворения своих различных потребностей.

В качестве осознания потребности интерес выступает как единство объективного и субъективного моментов деятельности, объективного положения субъекта действия и субъективных характеристик состояния его сознания, идеальных побуждающих к действию сил: мотивов, установок, желаний, ценностных ориентаций. Обычно интересы становятся отчетливым осознанием потребностей в ситуациях повторяющихся затруднений, когда субъектом деятельности определяются и конкретизируются цели и средства для получения определенного результата действий.

Цель и средства - понятия соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами. Не менее важной предпосылкой целеполагания служит реальный опыт, полученный субъектом в итоге предшествующей деятельности. Формирование цели всегда есть процесс мысленной организации законов и характеристик внешнего и внутреннего мира человека в соответствии с его потребностями для создания версии предстоящей деятельности. Предметы окружающего мира в ходе реализации цели становятся средствами деятельности.

Содержание понятия «средства деятельности» можно описать как предмет, явление или процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий. В качестве средств деятельности может выступать лишь уже существующее в действительности, и поэтому деятельность всегда обусловлена возможностями ее средств. По мере развития деятельности увеличивается число средств и степень использования содержащихся в них возможностей. В процессе своей деятельности человек осуществляет выбор существующих или создает новые, необходимые для его действий средства.

Существуют ли объективные причины, от которых зависит выбор средств деятельности?

На первый взгляд выбор средств зависит от реализуемой цели. Действительно, любое средство деятельности - это орудие достижения цели, способствующее ее реализации наиболее оптимальным образом. Но выбор средства деятельности определяется уровнем развития общества и самого субъекта, а значит, уровнем развития потребностей. Чем выше потребности субъекта деятельности, тем выше и уровень организации используемых средств, тем выше уровень их специализации. Выбор средства деятельности осуществляется также в связи с волеизъявлением субъекта.

Именно поэтому к одной и той же цели люди нередко приходят разными путями, с использованием различных средств деятельности. Да и сама структура деятельности предполагает возможность альтернативы средств для осуществления одной и той же цели. В пределах этих возможностей и осуществляется свобода выбора средств достижения цели.

Цель деятельности человека - получение определенного результата, т.е. предмета, процесса, явления. Осуществленная цель становится результатом человеческих деяний. Однако факт обусловленности результата деятельности ее целью еще не говорит об их тождестве.

Результатом деятельности может быть та или иная, большая или меньшая степень воплощения поставленной цели. Но в любом случае никогда мы не будем наблюдать совпадения результата и цели хотя бы уже потому, что цель гипотетична, а результат реален.

Кроме того, результат нe является простым механическим воплощением цели. На структуру и содержание результата воздействуют и ряд специфических характеристик действующего субъекта. Это и его опыт, навыки и умения, характер, эмоциональный настрой жизни и многие другие индивидуальные особенности, которые как минимум позволяют субъекту деятельности предпочесть те или иные средства реализации поставленной цели.

Несоответствие результата поставленной действующим субъектом цели происходит также в связи с недостаточно четкой и детализированной формулировкой цели, программы действий, а также по причине некоторых форс-мажорных обстоятельств, появившихся в процессе достижения цели. То, что получилось в итоге деятельности, но не целеполагалось, именуется последствиями. Здесь важно иметь в виду, что иногда последствия могут противостоять результату, дискредитировать даже благую цель. Несовпадение цели и результата, отрицательная роль последствий в образной форме удачно выражены в афоризме: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

И еще одно обстоятельство. Если на прежних этапах осуществления деятельности основными средствами достижения необходимых результатов были сначала мускульная сила человека, затем машины и автоматы, то теперь «главным являются информация и творчество. И это изменяет все», - считает известный автор «новой технократической волны» А. Тоффлер. Это означает, что для достижения целей деятельности все в большей мере необходимыми становятся символические, знаковые, языковые, информационные и биокомпьютерные средства и технологии.

Обратимся теперь к вопросу о том, как осуществляется взаимодействие основных компонентов в деятельности. К.Х. Момджян предлагает различать три основных типа связей в структуре процесса деятельности: а) взаимоположенности; б) композиционного взаимопересечения; в) взаимопроникновения субъекта и объекта.

Связь взаимоположенности выражает единство субъекта действия со всеми составляющими действия: не может быть никакого действия вне и помимо субъекта - носителя субстанциональной способности к целенаправленной деятельности. Не бывает «бездействующего» субъекта, самим способом существования которого является деятельность, даже если она есть релаксация или «толерантное действие» в интерпретации П.А. Сорокина, или деятельность по «терпеливому приятию» в трактовке М. Вебера.

Субъект-объектная связь композиционного взаимопересечения характеризует относительность понятий субъекта и объекта, возможность замены свойств субъекта на противоположные свойства объекта, определенную совмещаемость инициирующей и инициируемой сторон деятельностного процесса в одном и том же индивиде. Подобное происходит, например, в ситуации морального и физического самосовершенствования, саморефлексии, аутотренинга и т.д.

Субъект-объектная связь взаимопроникновения субъекта и объекта выражена в уже упоминавшихся процессах опредмечивания и распредмечивания: переходе в процессе деятельности свойств и характеристик субъекта в свойства и характеристики объекта, и наоборот.

Таким образом, структура деятельности представляет собой процессуальную взаимосвязь определенным образом взаимодействующих элементов: субъекта действия (его потребностей и интересов, информационных механизмов сознания, нормирующих постановку целей, мотивы, контроль за деятельностью и пр.); объекта действия, на который распространяется деятельность, средств деятельности, используемых в процессе целереализации; результатов, продуктов деятельности.

Многообразие проявлений деятельности ставит серьезный вопрос о ее классификации. Чаще всего деятельность типизируют по видам, формам и уровням.

Осуществляя классификацию основных видов деятельности, обычно выделяют две ее разновидности - духовную и материальную. Это вызвано прежде всего различным предназначением и характером создаваемых продуктов.

Материальная деятельность всегда предполагает наличие в качестве ее субъекта работника физического труда и достаточно весомую степень самого этого физического труда. Целью же субъекта духовной деятельности - работника умственного труда - является не производство материальных предметов, а производство идей, образов, символов, духовных ценностей.

К основным формам деятельности человека относятся организационно-управленческая и социальная деятельность. Организационно-управленческая или регулятивная деятельность - это сфера регулирования связей и отношений между людьми, их согласования и упорядочения с помощью различных способов - от сотрудничества до принуждения.

Содержание социальной или гуманитарной формы деятельности представляет собой обслуживание людей, создание основных условий жизни человека, условий воспроизведения его жизненной активности. К социальной относится и воспитательная деятельность, и бытовое обслуживание членов семьи, и врачевание, и оказание помощи нуждающимся и т.п.

В реальном бытии общества все перечисленные формы деятельности тесно переплетаются, дополняют друг друга и в целом формируют единую целостную систему человеческой жизни.

Что касается уровней деятельности, то таковых принято различать два: индивидуальный и общественный.

Деятельность на индивидуальном уровне - это прежде всего проявление способности конкретного индивида быть субъектом своей деятельности; одновременно это процесс, взятый в отношении к нуждам и потребностям этого субъекта без учета обязательных связей с другими субъектами деятельности. Отличие индивидуальной деятельности от общественной условно, так как деятельность индивида всегда социальна с точки зрения ее условий, целей и средств, благодаря которым она и совершается. Однако деятельность отдельного индивида не сводится к производству и потреблению общественного продукта. Люди всегда создают продукты, предназначенные для личного потребления. Независимо от того, осуществляет человек производство общественно необходимого продукта (продукта, предназначенного для общественного обмена) или производит продукты для личного пользования, его индивидуальная деятельность структурируется в зависимости от индивидуальных и общественных условий ее осуществления, уровня его общей культуры и профессиональной специализации.

В отличие от понятий жизненного пути, судьбы, биографии, экзистенции, в категории индивидуальной деятельности раскрываются разнообразные формы взаимодействия общественно-исторического индивида с действительностью во всей ее конкретности как проявление его общественной сущности, развернутое в исторически определенном времени и пространстве.

Основными уровнями личностно-общественного взаимодействия являются отношения по линии: субъект - микросреда (уровень семьи, круг приятелей, коллег по работе и т.п.); субъект - мегасреда (взаимодействие в масштабе социальной группы, страны проживания и пр.); субъект - макросреда (взаимоотношения с окружающей средой, обществом в целом).

Подытоживая сказанное, определим индивидуальную деятельность как конкретную систему личностного проявления активности, взятую в масштабе индивида и соответствующую уровню и формам его жизнедеятельности. Деятельность представляет собой не исчерпывающую, но существенную характеристику человеческого бытия. Невозможно составить более или менее полное представление о человеке, многообразных формах его взаимоотношений с миром предметов, явлений и других людей, не обратившись к философскому пониманию деятельности.

Многообразные явления жизни человека предстают перед нами как тот или иной вид деятельности, будь то организация семейного быта, выполнение профессиональных обязанностей, воспитание детей или образование и самосовершенствование человека. Философская теория деятельности служит методологической базой для специально-научных исследований деятельности, обеспечивает упорядочение и определенную интеграцию узкопрофессиональных подходов к ней в любой сфере научного анализа - биологии, социологии, психологии, экономической теории и т.д. Философия деятельности представляет и немалый практический интерес с точки зрения ее использования в целях оптимизации управления в различных областях общественной жизни.

 


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(ко всем разделам курса)

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,1999

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М.,1998

3. Кохановский В.П. Современная философия. Ростов-на-Дону, 1998

4. Вальяно М.В. Основы философии. – М., 1999

5. Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2000

6. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М., 2001

7. Канке В.А. Философия // Исторический и систематический курс. – М., 1999

8. Философия. Справочник студента // Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М., 1999

9. Современная буржуазная философия. Словарь. – М.,1994

10. Философский энциклопедический словарь. – М.,1998

11. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.,1995

12. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994

13. Солнцев Н.В. Русская философия: Имена. Учения. Тексты. – М., 2001

14. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. М., 2001

15. Василий Зеньковский. История русской философии. – М., 2001.

16. Лосев А.Ф. Античная философия истории. – СПб., 2001

17. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. – М., 2001

18. Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. – М., 1999

19. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. – М., 1999

20. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. – М., 2000

21. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. – СПб., 1997

22. Хрестоматия по истории философии от Лаоцзы до Фейербаха. Ч.1. – М., 1997

23. Хрестоматия по истории философии от Шопенгауэра до Дерриды. Ч.2. – М., 1997

24. Хрестоматия по истории философии от Нестора до Лосева. Ч.3. – М., 1997

25. Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века: Прогнозы русских мыслителей. – М., 2001

 


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ

(для практических занятий и написания рефератов)

 

АНТИЧНОСТЬ:

1. Эпикур. Письмо к Менекею; Письмо к Пифоклу.

2. Платон. Диалоги: Апология Сократа; Пир; Федон; Федр.

3. Аристотель. О душе. О перводвигателе. Категории. Никомахова этика.

4. Марк Аврелий. Размышления наедине с собой.

5. Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

6. Плотин. О бессмертии души.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ:

1. Николай Кузанский. О достижении мудрости. Об ученом незнании.

2. Дж. Бруно. О героическом энтузиазме.

3. Фичино М. О моральных добродетелях. В кн.: Опыт тысячелетий. М., 1996.

4. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека.

5. Макиавелли. Князь ( Государь ).

6. Монтень. Опыты. Об искусстве жить достойно.

7. Данте. Божественная комедия.

8. Петрарка. Сонеты: На жизнь Лауры. На смерть Лауры.

9. Томас Мор. Утопия.

10. Кампанелла. Город солнца.

 

НОВОЕ ВРЕМЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ:

1. Гёте. Максимы и размышления. Фауст.

2. Вольтер. Философские письма. Несведущий философ.

3. Руссо. Письма о морали. О социальном неравенстве. Эмиль, или О воспитании.

4. Дидро. Разрозненные мысли. Философские мысли.

5. Гельвеций. Мысли и размышления.

6. Ламетри. Анти-Сенека, или рассуждения о счастье. Человек – машина.

7. Бэкон Фрэнсис. О достоинстве и приумножении наук. Опыты или наставления нравственные и политические.

8. Декарт. Страсти души. Размышления о методе.

9. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого познания. Три разговора между Гиласом и Филонусом.

10. Паскаль. Мысли.

11. Ларошфуко. Мемуары. Максимы.

12. Гоббс. Левиафан.

13. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме.

14. Гольбах. Система природы.

15. Спиноза Б. Этика. Богословско-политический трактат.

16. Монтескье. О духе законов.

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ:

1. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. Лекции по этике. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного. К вечному миру.

2. Фихте И.-Г. Назначение человека.

3. Гегель Г.-Ф. Отношение философии к другим областям. Лекции по истории философии.

4. Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. Об отношении реального и идеального в природе.

5. Фейербах Л. Сущность христианства.

6. Маркс К. К критике гегелевской философии права. К критике политической экономии /Предисловие/. Тезисы о Фейербахе.

7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

 

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX вв.:

1. Бергсон А. Два источника морали и религии.

2. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы.

3. Ясперс К. Философская вера. Лекции 4,5,6. Истоки истории и ее цель. Ницше и христианство.

4. Зиммель Г. Сущность философии.

5. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.

6. Сартр Ж.-П. Стена. Слова. Герострат. Экзистенциализм – это гуманизм.

7. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.

8. Камю А. Миф о Сизифе. Чума. Посторонний. Эссе об абсурде.

9. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. Душа человека.

10. Фрейд З. Психология бессознательного. Остроумие и его отношение к бессознательному.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла.

12. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. Понятие воли. Афоризмы житейской мудрости.

13. Бубер М. Проблема человека. Ты и Я.

14. Шпенглер О. Закат Европы / Гештальт и действительность/.

15. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике. Человек и люди.

16. Ганди М. Моя вера в ненасилие.

17. Ницше Ф. Сумерки кумиров или Как философствуют молотом. Так говорил Заратустра. Антихристианин. Разные разности человеческие.

18. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат.

19. Уайтхед А.Н. Приключения идей. Наука и современный мир.

20. Планк М. Религия и естествознание. Позитивизм и реальный внешний мир.

21. Юнг К. Человек и его символы.

 

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX вв.:

1. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Оправдание добра. Вера, разум и опыт. Смысл любви. Русская идея.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Кто такой философ и что такое философия? О назначении человека. Человек и машина. Истоки и смысл русского коммунизма. Судьба России.

3. Лосский Н.О. Человеческое Я как предмет мистической интуиции. Характер русского народа. Воспоминания: Жизнь и философский путь.

4. Толстой Л.Н. Религия и нравственность. В чем моя вера? Путь к жизни.

5. Розанов В.В. Об истинных целях человеческой жизни. Уединенное. Семья как религия.

6. Лосев А.Ф. Дерзание духа. Человек.

7. Франк С.Л. Смысл жизни. Пушкин об отношениях между Россией и Европой.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

9. Ильин И.А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России.

10. Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь. Тихие думы.

11. Федоров И.Ф. Философия общего дела.

12. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса.

13. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.

14. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.

15. Флоренский П. Столп и утверждение истины.

16. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии. Философия и личность.