рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ - раздел Социология, Федеральное Агенство По Здравоохранению И ...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии, биоэтики и права

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

Профессор

МАНДРИКОВ В.Б.

_________________________

«____» ____________200__г.

 

ЛЕКЦИИ

по дисциплине «Философия»

 

 

Волгоград 2007

Лекции по дисциплине ФИЛОСОФИЯ федерального компонента цикла ГЭС ГОС ВПО составлены в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Медицинское право»

 

Индекс: ГЭС.Ф.10.ГОС ВПО

Лекции по дисциплине обсуждены на заседании кафедры Философии, биоэтики и права ВолГМУ, протокол № _______

«______» ________________ 200___г.

заведующий кафедрой ЗДН РФ, проф. Н.Н. Седова ______________________

 

 

Утверждено ЦМК Гуманитарных дисциплин ВолГМУ, протокол № ________

«______» ________________ 200___г.

Председатель ___________________________________

 

 

Рассмотрено Советом кафедр гуманитарного цикла

Одобрено Советом факультета социальной работы и клинической

психологии ВолГМУ

«______» ________________ 200___г.

Председатель ___________________________________


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

РАЗДЕЛ I – История философии

1. Введение в философию

1.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания

1.2. Структура философии: части и разделы философии. Функции философии, ее роль в обществе и культуре

1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения

1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения

1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия

1.6. Специфика философского мировоззрения

1.7. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук

2. Философия Древнего Востока

2.1. Особенности восточного типа культуры и способа мышления

2.2. Понимание природы человека в философских концепциях Древнего Китая

2.3. Место и назначение человека в системе бытия индийской философии

3. Античная философия

3.1. Генезис философии в Древней Греции

3.2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии

3.3. Своеобразие античной диалектики

3.4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия

3.5. Антропологический поворот в Античной философии: Софисты

3.6. Сократ: поиски достоверного знания

3.7. Человек, общество и государство у Платона

3.8. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме

4. От Возрождения – к Просвещению

4.1. Философия Возрождения

4.2. Философские течения и школы Нового времени

4.3. Философия европейского Просвещения

5. От Немецкой классической философии – к Современности

5.1. Немецкая классическая философия

5.2. В поисках нового основания: между рационализмом и иррационализмом

5.3. Философия и кризис цивилизации

6. Русская философия

6.1. Особенности русской философии

6.2. Философия русского Просвещения

6.3. Русский материализм: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев

6.4. Западники и славянофилы

6.5. Философские основы революционно-демократического движения

6.6. Философские идеи второй половины XIX в.

6.7. Русский космизм

6.8. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX в.

Раздел II – Онтология

7. Бытие: сущее и существующее

Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие

7.3. Проблема бытия в европейской философии 7.4. Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия 8. Материя и сознание

РАЗДЕЛ I – ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

ЛЕКЦИЯ 1. Введение в философию

 

1.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания

1.2. Структура философии: части и разделы философии. Функции философии, ее роль в обществе и культуре

1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения

1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения

1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия

1.6. Специфика философского мировоззрения

1.7. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук

 

Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания

Философия – «знание о делах божественных и человеческих», – говорил средневековый философ Ян Дамаскин. Философия формировалась как первоначальное теоретическое знание, как отражение… В этом отношении человек и мир являются сторонами единого жизненного процесса во всем его многообразии.

Структура философии: части и разделы философского знания. Функции философии, ее роль в обществе и культуре

 

Исторически философское знание представляет собой систему различных концепций и направлений. Авторские философские концепции являются либо развитием, продолжением друг друга, либо они противоречат друг другу, т.е. представляют полярные точки зрения. Разнообразие авторских концепций и философских направлений характеризуют философию не как догматическое, а как многообразное, многозначное, плюралистическое знание. Но, несмотря на плюрализм философского знания, в нем сохраняется определенная преемственность, объединяющая философские концепции в те или иные направления. В структуре философии можно выделить некоторые наиболее значимые философские направления:

- Материализм;

- Идеализм, как сопрягаемое с материализмом и противоположное ему направление;

- Эмпиризм;

- Рационализм;

- Сенсуализм;

- Иррационализм и другие.

Внутри этих крупных течений, в свою очередь, выделяются философские направления, отличные друг от друга по ряду оснований. Например, иррационализм включает в себя учение Шопенгауэра, «философию жизни», экзистенциализм или «философию существования», интуитивизм, те или иные концепции религиозной философии и ряд других.

Материализм так же не был однородным: античный, механистический, диалектический и пр. Идеализм – объективный, субъективный, религиозный…

Но, практически, все концепции и направления включали в себя и исследовали различные группы философских проблем, которые непосредственно и составляют части и разделы философского знания, представляющие структуру современной философии:

1. Учение о бытии – или онтология (с греч. онтос – сущее, бытие; логос – учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах. Античная философия начиналась с онтологии: древние искали основу мироздания. Милетцы (представители милетской школы) видели первоначало, основу бытия в природных стихиях: Фалес – в воде, Анаксимен – в воздухе, Гераклит – в огне («огнелогосе»). Эмпедокл из Акраганта – сразу в четырех элементах: воде, воздухе, земле и огне. Другие стремились универсализировать первоначало: Пифагор считал им число, Анаксимандр – апейрон, Анаксагор – гомеомерии (элементарные, мельчайшие семена вещей), Демокрит и Эпикур – атомы (неделимые мельчайшие частицы), Платон – идеи (мир идей-эйдосов). Продолжая этот ряд далее античности, также можно обнаружить разнообразие, множество принятых оснований, которые выстраивали онтологию в той или иной конкретной философии. Например, у Декарта – два основания: материальное (протяженное) и духовное (мыслящее), а у Спинозы – только материальное (природа); у Лейбница – множество монад, а у Фихте – субъективное «Я»; у Гегеля – Абсолютная Идея, а у Шопенгауэра – Мировая воля; у Маркса и Энгельса – материя и экономические отношения; в экзистенциализме (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев) – свобода; в религиозной философии – Бог. В принципе, все многообразие этих онтологических оснований можно свести, упрощая, всего к двум, определяющим то или иное учение, ту или иную позицию: материальные основания – и, следовательно, материалистическая (или близкая к ней) философия и духовные (идеальные) основания – и, следовательно, идеалистическая философия.

2. Учение о познании – гносеология (эпистемология) или теория познания (от «гносис» – знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. Гносеологию интересуют вопросы истинности наших знаний, критерии истинности, различные точки зрения по этим вопросам – главная проблема гносеологии и эпистемологии в частности; особенности социального, научного, вненаучного и других видов знания.

3. Учение о методах человеческой деятельности – методология. Она включает в себя взгляды на общие способы и подходы человека к действительности. Методология выделяет два основных философских метода: диалектический и антидиалектический (метафизический), которые разрабатывались в философии, начиная с античности. Кроме этого, методология включает в себя учение и о других, общенаучных принципах и методах подхода человека к действительности, которые нередко так же разрабатывались, в том числе и философией. Например:

- принцип системности;

- принцип причинности (казуальности);

- принцип всеобщности и различия (отношения общего и единичного, общего и отдельного, части и целого).

- принцип всеобщей взаимосвязи (явление и сущность, возможность и действительность, содержание и форма, необходимость и случайность) и др.

- Методология рассматривает и такие подходы, как:

- эволюционный и революционный;

- прогрессивный и регрессивный;

- исторический и логический и другие.

4. Учение о человеке – философская антропология (от греч. «антропос» – человек) и учение о ценностях – аксиология (от греч. «аксио» – ценность). Философская антропология и аксиология – это специфические и важнейшие части философского знания. Они занимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности. Анализируют ценностные ориентации человека и включают в себя учение о таких ценностях, как свобода личности, смысл бытия и смысл жизни, счастье, любовь, судьба, смерть и бессмертие, красота, добро, нравственность в целом. Они дают установку на иерархию ценностей. Специфические философские дисциплины – этика и эстетика предназначены заниматься духовным миром человека, являются антропологическим и аксиологическим знанием о нем.

5. Учение об обществе – философская социология и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества. Анализ прогрессивного и регрессивного развития, цель и назначение истории, соотношение понятий «цивилизация» и «культура» – некоторый круг проблем этих разделов философии.

Современная философия, как общемировоззренческое и общеметодологическое знание, многогранна и плюралистична – с философской точки зрения можно рассмотреть любую сферу человеческой деятельности и человеческого бытия. Поэтому в структуру философского знания, помимо перечисленных разделов, включают и другие виды философских исследований:

- Философию естествознания (философию науки и техники);

- Философию религии (не совпадающую с религиоведением);

- Философию истории (в более развернутом виде как отдельную дисциплину);

- Философию искусства;

- Эстетику – в целом философские учения о красоте, о прекрасном;

- Этику – философию морали и нравственности;

- Историю философии, изучаемую как отдельную дисциплину.

- Ряд других, которые сложились как потребность развития современного знания, к примеру: философия бизнеса, философия образования, философия науки и техники и пр.

Роль и функции философии. Философия характеризуется многофункциональностью. Посредством ее функций раскрывается роль философии и ее значение для человека и общества.

Выделяют разные функции, но наиболее значимыми можно назвать следующие:

Мировоззренческая. Философия – это мировоззренческое знание; оно помогает формировать мировоззрение в целом и выполняет роль ядра и систематизирующего фактора мировоззрения.

Методологическая. Философия выступает общим методом для других видов и форм знания. Философия разрабатывает и предлагает наиболее приемлемые и рациональные способы и подходы человека к действительности, выступает общей духовной базой для частных видов знания и человеческой деятельности.

Гносеологическая. Философия формирует способ познавательного отношения человека к миру. Она дает общие установки на познание, разъясняет смысл основных понятий познавательной деятельности. Через философию человек познает не только и не столько конкретный мир, а существующие способы отношения человека к миру как культурные феномены разных эпох. Философия совершенствует мыслительную деятельность, оттачивает сам механизм мышления, пополняет понятийный аппарат, что также способствует повышению культуры мышления.

Ценностно-ориентирующая. Философия приобщает человека к миру духовных ценностей. Она не только дает знание о ценностях, но еще и направляет (ориентирует) человека в мире ценностей, ориентирует его на высшие человеческие ценности, предоставляет ему более широкое и аргументированное поле для выбора своей системы ценностей, определения смысложизненной позиции.

Критически-преобразующая. Философия должна учить человека сомневаться, критически оценивать себя и действительность. Должна учить ставить жизнесмысловые вопросы. Философия – это всегда сомнение, размышление, вопрос, а не точка, не истина в последней инстанции. Плюрализм философии создает для думающего человека возможность иметь разнообразие взглядов на ту или иную проблему и возможность выбора для себя своей собственной позиции. Под преобразованием философия, прежде всего, имеет в виду преобразование в своей собственной душе, в своих помыслах и оценках, совершенствование себя в личностном плане. Как говорил Н. Бердяев: будет лучше человек, лучше будет и общество.

Культурологическая. Философия не просто часть культуры, а главное сосредоточение духовной культуры. Постигая философию, человек познает и взращивает в себе и окружающем мире культуру, т.е. духовно развивается сам и увеличивает духовность бытия.

 

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения

Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие… Философия выступает как вершина (квинтэссенция) мировоззрения и одновременно… Философия выполняет и роль фундамента мировоззрения.

Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения

Моральное сознание является стержнем сознания человека как личности. Моральное сознание, прежде всего, является предметом изучения этики (как… Психология и философия считают моральное сознание не только важнейшим… - Каковы границы добра и зла? Могут ли эти понятия меняться местами?

Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия

Философия возникает на основе мифологии и раннерелигиозного мировоззрения, она – преемница мифологии и религии. Включенность религии в философию… Мифология и, особенно, религия также включали в себя наиболее общие вопросы… Мифологическое мировоззрение, его специфика.Первой исторической формой мировоззрения была мифология. Ее основу…

Специфика философского мировоззрения

В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии… Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка,… Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех…

Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук

Для того, чтобы ответить на вопрос: является ли философия наукой, нужно определиться в том, а что такое наука вообще? Наука в ее традиционном… Наиболее четко вопрос о специфике и методах научно-конкретного и философского… И еще одно. Естественными науками занимаются только ученые-специалисты, а философия – это особый всеобщий вид…

ЛЕКЦИЯ 2. Философия Древнего Востока

 

2.1. Особенности восточного типа культуры и способа мышления

2.2. Понимание природы человека в философских концепциях Древнего Китая

2.3. Место и назначение человека в системе бытия индийской философии

 

Особенности восточного типа культуры и способа мышления

Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества,… Существует неразрывное единство между эпохой, временем и мыслью. Мыслитель… Философия вне собственной истории, вне социокультурного контекста предстает как игра мыслящего разума абстрактными…

Понимание природы человека в философских концепциях Древнего Китая

Осознание человеком Востока себя и мира начинается, как и везде, с мифологии, которая выступает как предфилософский этап развития культуры. В Китае… Собственно философская традиция восходит к VI в. до н.э., когда появляется… Конфуций придавал большое значение поведенческим нормам, через которые должны быть реализованы эти отношения. Они тоже…

Место и назначение человека в системе бытия индийской философии

Не менее своеобразной, величественной и интересной является философская мысль Древней Индии. Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к… Индийская философия берет свое начало от священных книг древних индийцев,… Традиционно ведическая литература делится на четыре группы: а) Самхиты; б) Брахманы; в) Араньяки; г) Упанишады.…

ЛЕКЦИЯ 3. Античная философия

3.1. Генезис философии в Древней Греции

3.2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии

3.3. Своеобразие античной диалектики

3.4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия

3.5. Антропологический поворот в Античной философии: Софисты

3.6. Сократ: поиски достоверного знания

3.7. Человек, общество и государство у Платона

3.8. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме

Генезис философии в Древней Греции

У философии свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски-практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому… Когда и почему такое сомнение становится возможным? Видимо, тогда, когда в… Но, выступая как критик, философ полностью не порывает с культурной традицией, с нравами и обычаями той социальной…

Космологизм и онтологизм ранней греческой философии

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.… Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего… Для первых «физиков» характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно…

Своеобразие античной диалектики

Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апорий (апория в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное… На таком же допущении бесконечности элементов непрерывной величины основана и… В третьей апории — «Стрела» — Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения…

Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия

Демокрит Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) отстаивает тезис… Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей,…

Антропологический поворот в Античной философии: Софисты

Человек и сознание — вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты — учителя мудрости). Наиболее известными среди них… Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека… Софистов справедливо называют представителями греческого Просвещения: они не столько углубляли философские учения…

Сократ: поиски достоверного знания

Индивидуальное и надындивидуальное в сознании Своей критикой непосредственных данностей сознания, требованием относить… Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросах о том, что такое человек, что такое человеческое…

Человек, общество и государство у Платона

Проблема души и тела У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается… Знание подлинного бытия, т. е. того, что всегда себе тождественно и неизменно, — а таков у Платона, как мы уже знаем,…

Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме

Человек есть общественное животное, наделенное разумом Аристотель, однако, как и Платон, считал государство не просто средством… Предпосылка политических концепций античных философов — признание законности и необходимости рабовладения. И у…

ЛЕКЦИЯ 4. От Возрождения – к Просвещению

 

4.1. Философия Возрождения

4.2. Философские течения и школы Нового времени

4.3. Философия европейского Просвещения

 

Философия Возрождения

Эпоха Возрождения - один из наиболее плодотворных этапов развития европейской истории. Возрождение - точка выбора в историческом процессе, когда… Уникальность Возрождения и его философии нельзя понять хотя бы без краткого… Средние века, охватывающие почти тысячелетие (с V по XV в.), мировоззренчески пронизаны христианскими представлениями…

Философские течения и школы Нового времени

Наступившее после Возрождения Новое время, реагируя на потребности реальности, продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру… Лицо эпохи постепенно начинает определять наука, ее авторитет постоянно…  

Философия европейского Просвещения

Если философия Нового времени – утро рационализма, То эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые… Особенно радикально был поставлен вопрос о месте религии в культуре.… Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения - «имей мужество пользоваться, собственным умом». Тем самым…

К Современности

 

5.1. Немецкая классическая философия

5.2. В поисках нового основания: между рационализмом и иррационализмом

5.3. Философия и кризис цивилизации

 

 

Немецкая классическая философия

 

На идеях Просвещения выросла вся последующая европейская философская мысль. При этом одни мыслители строили свои концептуальные системы на возражениях идеям Просвещения, другие - на их развитии и углублении. Большое влияние идеи Просвещения оказали на немецкую классическую философию, основоположником которой был Иммануил Кант, начинавший свою деятельность как последователь просвещенческого мировоззрения. Кант прошел в своем философском развитии два этапа: докритический и критический. Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». На докритическом этапе Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью; на критическом он выдвинул на первый план гносеологическую проблематику, совершив переворот в развитии философской мысли. Кант делает предметом анализа процесс познания, доказывая, что оно имеет свои собственные законы и многие неразрешимые философские проблемы возникают лишь потому, что мы ставим вопросы, которые не имеют решения. Кант видит возможности познания не в специфике познаваемого объекта, а с особенностях познающего субъекта. Так, ответ на вопрос «Что я могу знать?», оказывается, впрямую выходит на проблему познающего субъекта, его познавательные возможности. Тем самым Кант продолжает просвещенческую традицию, отвергая даже очевидные сложившиеся подходы к познанию, если они не подтверждаются критическим анализом.

Таким образом, Кант радикально меняет предмет философии, сделав ядром своей философской системы не проблемы традиционной метафизики, а познающего субъекта.

Согласно Канту, прежде чем ставить и решать вопросы, касающиеся статуса и возможностей эмпирического, опытно-индивидуального познания, как это делали Ф. Бэкон и вся последующая эмпирическая методология, с одной стороны, и статуса и возможностей рационально-дедуктивной методологии подобно Декарту и всей рационалистической традиции - с другой, необходимо выяснить, что мы в принципе можем познать и можем ли познать то, что стремимся познать.

Систематический анализ в работе «Критика чистого разума», этой проблемы, восходящей, по мнению Канта, к работам Юма, который «разбудил его от догматического сна», привел великого философа к мысли, что «вещь в себе» непознаваема. Мы всегда имеем дело только с явлениями, с тем, что нам дается с помощью органов чувств, и только это можем с достоверностью познать. Вместе с тем, хотя знание начинается с опыта, оно не сводится к нему, поскольку часть наших знаний носит априорный, доопытный характер и обусловлена самой познавательной способностью человека. Именно априорность придает знанию всеобщий и необходимый характер. Кант различает в структуре знания аналитические и синтетические суждения, понимая под первым знания, которые носят поясняющий характер, а под вторым - те знания, которые расширяют наши знания о познаваемом объекте. Согласно Канту, все опытные эмпирические суждения синтетичны. В связи с этим встает принципиальной важности вопрос: как возможны априорные, синтетические суждения, не зависящие от опыта?

Решению этого вопроса посвящена «Критика чистого разума». Кант принимает как данность возможность такого общеобязательного знания и анализирует отдельно вопрос о возможности математики, естествознания и метафизики как наук. Обоснованию специфики получения априорных синтетических суждений в математике, естествознании и метафизике посвящены специальные разделы «Критики чистого разума». Вместе с тем Кант исходит из того, что априорные синтетические суждения в метафизике недостижимы. Вот почему вопрос о сущности вещи самой по себе оказывается неразрешимым.

В целом Кант убежден, что познание не имеет предела. Научное знание как синтез чувственности и рассудка исторично. Меняются содержание и объем понятий. Категории в определенной мере предзадают возможности познания. Они выступают активным элементом познавательной деятельности человека. Взаимодействие категорий и эмпирии - основа конструктивной деятельности воображения, которое помогает творить новое знание на основе синтеза рассудка и чувственности.

Концептуальный анализ познавательной способности человека, роли чувств и рассудка приводит Канта к мысли о том, что не знания должны сообразовываться с предметами, а, наоборот, предметы с нашим познанием. Отсюда известный вывод Канта о том, что «вещь в себе» остается для нас непознаваемой, поскольку между тем, как действительность существует сама по себе, и тем, как она дается в опыте, существует принципиальная разница.

Вместе с тем человек устроен так, что у него есть априорные, доопытные формы сознания (Бог, причинность, необходимость, сущность и др.), которые позволяют ему жить в мире. Согласно Канту, следует признать, что действительность сама по себе - это одно, а наши знания об этой действительности, основанные на данных наших органов чувств, - другое. Попытка совместить их, по мнению Канта, приводит к противоречиям, которые он называет антиномиями. Антиномии - это равнодоказательные утверждения, исключающие друг друга и относящиеся к одному и тому же явлению. К подобным умозаключениям приходит разум, который стремится охватить мир как целое, познать сущность свободы, а также или доказать, или опровергнуть существование Бога и т.д. Согласно Канту, можно с одинаковой степенью убедительности доказать или опровергнуть такие, например, положения: мир, с одной стороны, имеет начало во времени и пространстве, а с другой - безграничен во времени и пространстве. Подобно этому можно доказать одновременно, что все в мире необходимо и что в мире нет ничего необходимого.

Эти антиномии (приведенными примерами антиномичность не исчерпывается) свидетельствуют о границах познания. Так, с точки зрения Канта, нельзя теоретически доказать, что Бог есть или что Бога нет, но следует исходить из того, что Бог практически необходим. Кант считает ошибочными физико-теологическое, космологическое и онтологическое доказательства бытия Бога. Согласно Канту, знать достоверно что-то о Боге невозможно. Выход из такой ситуации только один - верить в Бога без доказательств. Это моральная, а не доктринальная вера, которую «ничто не может поколебать, так как этим были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в своих собственных глазах достойным презрения. Моральная вера не нуждается в систематическом обосновании, она реализуется в жизни. Наука и мораль - самостоятельные, не редуцируемые друг к другу сферы человеческого бытия. Между ними имеется связь, но нравственность нельзя построить на основе научного знания. Категории долг, счастье, совесть, зло и другие лежат в иной плоскости, нежели понятие науки.

«Критика чистого разума» - ядро кантовской философской системы. Но философия Канта не ограничивается гносеологической проблематикой при всей принципиальной значимости вклада немецкого мыслителя в эту область. «Критика способности суждения» и «Критика практического разума» вместе с такими трудами, как «Религия в пределах только разума», «К вечному миру», «Метафизика нравов», «Антропология с прагматической точки зрения», открыли новый этап европейской философской мысли вообще и немецкой классической философии в особенности.

 

Проблемы, поставленные Кантом, разрабатывал Иоганн Готлиб Фихте с позиций всеобщего Я, в котором субъективное и объективное слиты воедино. Фихте называл свою философию «наукоучением» и основывался на диалектике объекта и субъекта, теории и практики. По своей сути всеобщее Я Фихте выполняет функцию первопринципа, который носит сверхчеловеческой, мировой характер. В этой концепции всеобщее Я полагает Я и не-Я, развитие Я предстает как сложный, бесконечный, противоречивый процесс восхождения от низших форм к более высшим.

Фихте пытался более последовательно провести идеи Канта о философии как целостной научной системе. Он анализирует на понятийно-теоретическом уровне познавательные способности человека. Понять их суть для Фихте - значит воссоздать все формы познания, которыми пользуется человек, начиная с самой элементарной до ее высших форм. Исходным основанием следует считать акт самосознания, который находит отражение в принципе Я = Я.

Для Фихте самосознание возможно только как соотнесение своего Я с нечто, с иным. Результатом этого соотнесения является более всестороннее, глубокое познание Я. Тем самым Я порождает не-Я и Я; отражаясь от этого не-Я, постигает свою суть. В этой рефлексивной деятельности проявляется активность субъекта. Деятельность субъекта порождает все, начиная с ощущений и кончая понятиями.

Таким образом, Фихте считал, что он разрешил неразрешимые в рамках кантовской гносеологии противоречия между ноуменами и феноменами, сущностью и явлениями, элиминировав из системы «вещь в себе». Кант не хотел отказываться от «вещи в себе», чтобы не субъективировать мир сущностей, а Фихте считал, что ради систематичности и последовательности надо отказаться от ненужных дополнительных допущений, без которых можно обойтись. Активность субъекта, по Фихте, - отличительная его особенность и проявляется в деятельности воображения. Фихте углубляет кантовское учение о воображении, анализируя его различные формы.

Вместе с тем с Фихте случилось то, чего опасался Кант: он пошел по пути субъективизации данных органов чувств. Фихте не признавал, дабы быть последовательным, что в чувственных образах есть не только момент творчества, воображения, но и нечто реальное, действительное. Тем самым Фихте субъективировал и и даже мистифицировал процесс познания. Однако это не должно мешать осознанию того, что Фихте вслед за Кантом внес значительный вклад в понимание сути познавательного процесса, особенно своим учением о самосознании.

 

Следующий этап развития немецкой классической философии связан с именем Фридриха Шеллинга, начавшим свое развитие под влиянием идей Фихте, что нашло отражение в его первых работах «О Я как принципе философии, или О безусловности в человеческом сознании» и «Философские письма о догматизме и критицизме». Вместе с тем интерес к изучению природы приводит его к отходу от фихтеанского наукоучения, поскольку он осознает искусственность выведения закономерностей природы из действий трансцендентального субъекта.

Принципиальные трудности выведения многообразия природы из «всеобщего Я» Фихте заставляют Шеллинга предположить, что природа динамична и развивается благодаря присущему ей единству противоположных сил. Будучи хорошо знакомым с новейшими открытиями естественных наук, в частности, в области теории электричества (Кулона, Эрстеда, Гальвани), Шеллинг строит на них свою философскую картину мира, которую назвал натурфилософией. Тем самым Шеллинг положил начало влиятельному направлению в области философии природы, когда разрозненные естественно-научные представления объединяются в целостную картину природы на основании неких заранее принятых философских принципов. При этом недостающие для создания целостной картины природы факты дополняются философским воображением.

Обращение Шеллинга к философии природы не было случайностью. Натурфилософия была призвана помочь решить традиционную проблему соотношения субъективного и объективного, Я и не-Я. Но поскольку природа, даже если она динамична и в ее основе лежит единство противоположностей, не может породить дух, а наука не позволяет доказать, что механическое, химическое могут породить дух, то Шеллинг пришел к выводу, что логичнее предположить, что природа потенциально и в своей основе духовна. Согласно Шеллингу, природа изначально обладает возможностью духовности, тогда как человек стремится воплотить в реальность свои духовные способности. Впоследствии от этих пантеистических представлений Шеллинг перешел на позиции «абсолютного тождества». Его не удовлетворяла идея Фихте о вечном становлении тождества субъекта и объекта. Он пришел к философии трансцендентального идеализма, в которой самосознание погружается в высшую объективность, где с помощью интеллектуальной интуиции достигается «абсолютное тождество» в форме единства всех противоположностей. В интеллектуальной интуиции снимаются все опосредования и происходит погружение сознания в объект до его полного совпадения с ним. Если для Фихте тождество объекта и субъекта остается вечно желанной, но недостижимой целью, то для автора «Системы трансцендентального идеализма» подобное тождество достижимо, противоположности должны совпасть и свобода должна стать необходимостью. Тем самым в тождестве, в абсолюте угасает борьба противоположностей, достигаются абсолютное тождество и удовлетворенность. Реализацию возможностей абсолютного тождества Шеллинг находит в мире эстетики, философии, искусства. Искусство, воплощая «эстетическую активность», становится «вечным и единственным откровением». Только искусству оказывается доступной абсолютная объективность.

Философия Шеллинга прошла ряд этапов в своем развитии, отразив особенности интеллектуального поиска своего времени. Начав с натурфилософии, поздний Шеллинг стал на путь различения «позитивной» и «негативной» философии. «Негативная» философия основана на разуме и занимается исследованием сущности реально существующих вещей; «позитивная» основана на религии и откровении. Задачу культуры он видел в поиске их единства и интеграции. Философские идеи Шеллинга вызвали отклик у его современников, но нельзя сказать, что его идеи об «абсолютном тождестве» имели большой успех, поскольку большее распространение получили философия Гегеля, а затем многочисленные школы, претендовавшие на единственно истинное истолкование его идей.

 

Вершиной и завершением в развитии немецкой классической философии стала система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Он начал свой творческий путь работой «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга». В дальнейшем, однако, ему стало тесно в рамках размышлений об идеях Фихте и Шеллинга, и он разрабатывает собственную философию.

Система Гегеля носит сугубо рационалистический характер. Философ исходит из того, что вопреки Канту познание сути возможно. Познание носит рационально-понятийный характер, в этом Гегель расходится с Шеллингом, считавшим, что постижение истины происходит не с помощью понятий, а непосредственно интуитивно.

Гегель по существу логизировал сущее, доказывая, что «все действительное разумно, а все разумное действительно». Подобный панлогизм по духу близок платоновскому решению философских проблем, поскольку у Гегеля природа не самоценна, а является инобытием абсолютной идеи. Природа как «застывшая мысль» - ступень в развитии этой абсолютной идеи. Философия Гегеля по своей сути направлена на абсолютное, целое, которое не сводится к механическому соединению различных элементов. Целое - сложная органическая, развивающаяся система. В своей основе абсолют духовен. Тезис Гегеля о том, что все действительное разумно, а все разумное действительно, нельзя трактовать так, будто эмпирическая реальность, данная нам в непосредственном опыте, безусловно разумна. Подобный эмпиризм несовместим с основной интенцией философии Гегеля, логизирующей все сущее. Для Гегеля абсолют как первооснова всего сущего есть чистое бытие. Бытие просто есть. С этого начинает Гегель строить свою систему. Бытие на этом этапе не имеет никаких качеств. Однако, поскольку абсолют, не имеющий никаких качеств, есть суть ничто, то мы приходим к отрицанию исходного тезиса, к антитезису, что «абсолют есть ничто». Диалектическим преодолением противоречия «абсолют есть чистое бытие» и «абсолют есть ничто» является утверждение-синтез «абсолют есть становление», единство бытия и небытия. Таким образом, познание развивается диалектически от незнания к знанию, от знания одного порядка к знанию более высокого порядка.

В философии Гегеля сущее развивается по диалектической триаде тезис - антитезис - синтез, а познание направлено на постижение истины, которая есть целое. Эти идеи, систематически разработанные мыслителем в работе «Наука логики», были применены им в самых различных областях философии - духа, истории, религии, природы. Столь большое внимание к абсолюту, истине, целому привело к недооценке относительного, конкретного, части. Этим вызвана переоценка роли философии и недооценка статуса конкретно-научного знания. Пытаясь снять противоречие между абсолютно-всеобщим и индивидуальным, Гегель выдвигает концепцию тождества мышления и бытия, в которой нет места противоположности субъекта и объекта, Я и не-Я. Преодоление этой противоположности означает освоение индивидом всего духовного и культурного богатства человечества и взгляд на сущее с позиций «абсолютной идеи», «мирового духа», целого, истины.

С этой точки зрения становятся понятными достоинства и недостатки философской системы Гегеля. Он, с одной стороны, разработал концептуальную модель бытия, основанную на самодвижении понятий, подчиняющихся таким законам диалектики, как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные и отрицание отрицания, с другой - растворил в этих понятиях особенное, индивидуально-конкретное, что привело к недооценке реальных процессов, детерминирующих акты мыслительной деятельности. В основе системы Гегеля лежало фундаментальное противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, в мире «нет ничего святого и безусловного, на всем лежит печать неизбежного падения, все существующее достойно гибели» (Ф. Энгельс), а с другой - за скобки этого процесса выносится абсолютная идея, которая оказывается самодостаточной и абсолютно завершенной.

Вместе с тем Гегель радикально изменил предмет философии. Если для Бэкона и Декарта философия в первую очередь суть методология, а для Канта - гносеология, то Гегель возвращает философии ее первоначальный, греческий смысл, считая философию учением об основах всего сущего.

 

В поисках нового основания: между рационализмом и иррационализмом

В последующем развитии европейской философии можно выделить (условно) четыре ведущих направления в исследовании проблем общества и его культуры на…   Позитивизм, как и другие влиятельные интеллектуальные движения этого периода, - сложное и неоднородное…

Философия и кризис цивилизации

Человечество вступило в третье тысячелетие не только со значительными достижениями, но и с проблемами, которые не имеют аналога в прошлом. В обоих… Этот кризис уходит своими корнями в историю именно европейской культуры,… Наиболее остро вопрос о будущем цивилизации встал перед теми учеными, которые во всём объеме осознали глубину и…

ЛЕКЦИЯ 6. Русская философия

 

6.1. Особенности русской философии

6.2. Философия русского Просвещения

6.3. Русский материализм: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев

6.4. Западники и славянофилы

6.5. Философские основы революционно-демократического движения

6.6. Философские идеи второй половины XIX в.

6.7. Русский космизм

6.8. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX в.

 

Особенности русской философии

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью… Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы… Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной…

Философия русского Просвещения

Русская философия XVIII-XIX вв. составляет важнейший элемент национального сознания россиян. В ней раскрывается богатство и своеобразие русского… XVIII в. расставил заметные вехи во всех сферах общественной жизни. По законам… В политической стратегии были поставлены и успешно решались цели укрепления абсолютизма и европеизации России.…

Русский материализм: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев

Начало материалистической традиции в русской философии положил М.В. Ломоносов. В силу своих пристрастий и склада ума в философских размышлениях… В своей философской позиции он деист, исповедующий теорию двойственной истины.… В духе ренессансных взглядов Ломоносов писал, что человечество имеет две книги - природу и Священное Писание. При этом…

Западники и славянофилы

Первыми представителями «органической русской философии» были западники и славянофилы. К западникам относятся П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М. Грановский, Н.Г.… Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации,…

Философские основы революционно-демократического движения

Одной из особенностей западничества является его неоднородность, отсутствие цельности, сосуществование в нем направлений, различающихся своими… Революционно-демократические убеждения наиболее ярко проявились во взглядах… Особенность философии революционных демократов заключается в ее отчетливо выраженной социальной направленности. Ей…

Философские идеи второй половины XIX в.

Идеи революционно-демократического движения получили развитие в философских и социально-политических концепциях народничества, основными идеологами… Центральной проблемой философии, по мнению народников, является проблема… Не оспаривая в принципе значения специализации, разделения труда для прогресса в общественной жизни, народники…

Русский космизм

Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца XIX-XX вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, B.C.… Здесь мы кратко остановимся только на учении Н.Ф. Федорова, давшего глубокую и… Исходным пунктом философии Федорова является определение главной задачи человека и человечества. Он видит ее в…

Русская религиозная философия конца XIX – начала XX в.

В основе истории и духовного развития русского народа лежало христианское православие. Поэтому философия приобретает религиозный характер, что… В статье «О характере русской религиозной мысли XIX века» Н. Бердяев отмечает,… Особенностью русской религиозно-философской мысли является то, что ее носителями были не церковные иерархи, а…

РАЗДЕЛ II – ОНТОЛОГИЯ

ЛЕКЦИЯ 7. Бытие: сущее и существующее

Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие

7.2. Возникновение категории бытия

7.3. Проблема бытия в европейской философии

7.4. Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия

 

Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие

Онтология – первая, важнейшая часть философского знания. Философия, собственно, начиналась с постановки онтологических вопросов: поиск первоначал… Понятие «бытие» – одно из самых общих, наиболее емких, объемных и поэтому… В это же самое время (V в. до н.э.) существовали и прямо противоположные точки зрения на бытие: широко была известна…

Возникновение категории бытия

Любая философская категория выражает лишь один из «срезов» действительности. Но это самый общий срез, имеющий отношение ко всем многообразным формам… Появление категории «бытие» относят к истокам философского мышления, которое… Обращение Парменида к понятию «бытие» стало реакцией на эту кризисную мировоззренческую ситуацию. В его поэме «О…

Проблема бытия в европейской философии

В средневековой философии проблема бытия занимает одно из важнейших мест. Ее анализ был необходим при осмыслении основ и сущности сотворенного мира,… В философии Фомы Аквинского только Бог - подлинное, истинное бытие. Все… Философия Нового времени отказывается от идеи абсолютного бытия. Центром внимания становится человек. Именно его…

Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия

Для современной философии характерно стремление раздвинуть рамки применения категории бытия. Так, выделяются следующие основные формы бытия: 1)… Достоинством приведенного содержания бытия и его форм является расширение… В сущности, современное состояние природы можно представить как результат взаимодействия человека с этим миром,…

ЛЕКЦИЯ 8. Материя и сознание

 

8.1. Материя, пространство, время

8.2. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность

8.3. Идеальность сознания. Его структура

 

Материя, пространство, время

Если сказать, что под материей понимается внешний мир, существующий независимо от нашего сознания, то многие согласятся с таким подходом. Он… Но, соглашаясь с таким предварительным пониманием материи, принимая его как… Ограниченность материализма XVIII в. в понимании материи выражалась прежде всего в абсолютизации достигнутых научных…

Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность

Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остается одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относимся к феномену… Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена прежде всего… При изложении философской теории сознания мы ограничимся обсуждением только некоторых, на наш взгляд, наиболее важных,…

Идеальность сознания. Его структура

Идеальность - важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой… Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса о соотношении… Идеальность как внепространственность, недоступность чувственному восприятию, невещественность, невидимость,…

ЛЕКЦИЯ 9. Познание как предмет философского анализа

 

9.1. Многообразие форм знания

9.2. Объект и субъект познания

9.3. Взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания

9.4. Теория истины

Многообразие форм знания

Возможно, одним из первых «серьезных» вопросов, которые задавал себе «человек разумный», был вопрос об отношении его знаний к окружающему его миру.… Разработкой этих проблем занимается гносеология, или теория познания - раздел… Особое место занимают ценностно-мировоззренческие формы познавательной деятельности: мифология, религия, философия,…

Объект и субъект познания

Объект познания – это то, на что направлена практическая, познавательная и оценочная деятельность человека. Это та часть (или фрагмент) мира, с… Объект познания - это прежде всего охваченный человеком мир реальных вещей и… Совпадают ли объект практической деятельности и объект познания? Можно сказать, что обычно совпадают, хотя и не…

Взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания

Начальным этапом познавательной деятельности обычно называют чувственное познание. Например, если какой-либо незнакомый предмет вызывает в человеке…   В структуре чувственного познания выделяют ощущения, восприятия и представления. Ощущение - отражение отдельных сторон…

Понятие истины

Вопрос о возможности получения истинного знания, способах обоснования достоверности тех или других утверждений, их значимости для жизни человека -… Какими чертами обладает истина? В каких формах она существует? В популярной… Однако истина не только объективна, но и субъективна. Характер и форма полученного знания неизбежно испытывают влияние…

ЛЕКЦИЯ 10. Наука как предмет методологического анализа

 

10.1. Обыденное и научное знание

10.2. Методы научного познания

10.3. Критерии и нормы научного познания

10.4. Модели анализа научного открытия и исследования

10.5. Общие закономерности развития науки

 

Обыденное и научное знание

Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире возникает как… Известно, что люди приобретали необходимые им знания о свойствах и качествах… Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим, рациональным мышлением состоит в том,…

Методы научного познания

Метод познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций,… В первом случае говорят о существовании определенного фиксированного порядка… Но уже из той же математики известно, что не все ее задачи и проблемы допускают алгоритмическое решение. Тем более это…

Критерии и нормы научного познания

В отличие от здравого смысла наука руководствуется определенными стандартами или нормами исследования, которые обеспечивают интерсубъективность… Важнейшим критерием не только для научного, но и для обыденного знания… Соблюдение критерия непротиворечивости обязательно не только для формальных и абстрактных наук, например математики и…

Модели анализа научного открытия и исследования

Представления о том, как совершаются открытия в науке и как в ней происходит сам процесс исследования в целом, менялись на протяжении всей ее… Однако как индуктивные каноны самого Бэкона, так и усовершенствованные и… В области дедуктивных наук Г. В. Лейбниц мечтал о создании всеобщего метода, который позволил бы свести любое…

Общие закономерности развития науки

В последние десятилетия заметно возрос интерес к обсуждению общих проблем научного прогресса, причем такое обсуждение не ограничивается анализом… Не пора ли вообще выделять внешнее и внутреннее развитие любой системы и… Такая преемственность наиболее отчетливо видна в абстрактных, теоретических науках, например в чистой математике,…

РАЗДЕЛ IV – СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЛЕКЦИЯ 11. Социальное как объект философского познания

 

11.1. Категория «социальное»: предварительное определение

11.2. Теоретическое выражение социального в философии

11.3. Исходные теоретические определения характеристики социального

 

Категория «социальное»: предварительное определение

Исследование природы социального относится к числу фундаментальных проблем социальной философии. Социальная реальность выступает также в качестве… Во-первых, разработка данной категории вызвана необходимостью творческого… Следует помнить также, что смысловое содержание понятия «социальное» необходимо рассматривать в контексте научной…

Теоретическое выражение социального в философии

Анализ категории «социальное» предполагает следующие процедуры: - соотносительная характеристика социальных и несоциальных явлений… - сравнительный анализ основных концепций социальной реальности;

Исходные теоретические определения характеристики социального

I. ПЕРВЫЕ СОЦИАЛЬНО-НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ (конец XVIII-XIX в.)   О. Конт (1798-1857) Общество - органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединенных идеей…

ЛЕКЦИЯ 12. Общество: генезис, природа, сущность

 

12.1. Происхождение общества

12.2. Природа и сущность общества

12.3. Социальная трансформация

 

Происхождение общества

Современный мир живет в состоянии неустойчивости и неуверенности. И люди вполне это осознают. «Ни для кого не было бы неожиданностью, если бы… Но все же человек не утратил надежды. И если цивилизация будет спасена и не… На первый взгляд совершенно очевидно, что общество существует как данность. Этот тезис имеет эмпирическое…

Природа и сущность общества

Из сказанного следует, что общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), единственно в… Субстратом общества является человек. Поэтому, чтобы понять феномен общества,… Ключевыми понятиями, раскрывающими природу и сущность общества, являются, на наш взгляд, «деятельность», «общение»,…

Социальная трансформация

Функционируя, общество непрерывно изменяется. Люди создают новые виды взаимодействий, преобразуют институциональную ткань социальной жизни, меняют… Источниками этих изменений являются прежде всего люди - индивиды, институт… С точки зрения системного подхода динамику общества можно представить следующим образом.

ЛЕКЦИЯ 13. Духовная жизнь общества

 

13.1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

13.2. Основные элементы духовной жизни общества

13.3. Диалектика духовной жизни общества

 

Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

 

Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

В других философских традициях оно не столь употребимо и не нашло своего места как в сфере понятий, так и в сфере социокультурного бытия человека. В исследованиях психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей «неоперациональности».

Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры» и т.д. Однако его определение по-прежнему остается дискуссионным.

В культурно-антропологическом контексте понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как «духовного мира личности». Но что входит в этот «мир»? По каким критериям определять его наличие, а тем более развитие?

Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.

Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.

Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.

Таким образом, главное здесь - не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».

Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде.

Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема <<жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» - категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.

Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни, а для общества - его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.

 

Основные элементы духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества принято считать также: - духовные потребности;

Диалектика духовной жизни общества

Характерной чертой современной духовной ситуации является ее глубочайшая противоречивость. С одной стороны, в ней есть надежда на лучшую жизнь,… Ощущение противоречивости современной духовной жизни нарастает по мере того,… Таким образом, главное противоречие времени состоит в том, что научно-технический прогресс не сопровождается…

РАЗДЕЛ V – ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

ЛЕКЦИЯ 14. Традиции философского изучения человека и

Современность

 

14.1. Проблема человека в истории философской мысли

14.2. Философская антропология как научная дисциплина и ее предмет

 

 

Проблема человека в истории философской мысли

За 40 тыс. лет своего существования человек достаточно многое узнал не только об окружающем мире, но и о себе. Сегодня человека изучают свыше 200… Мыслители каждой исторической эпохи, каждая философская школа стремились и… Вся система знаний о человеке называется антропологией (antropos - человек, logos - учение). Возникнув в лоне…

Философская антропология как научная дисциплина и ее предмет

В качестве альтернативы позитивизму и рационализму XIX в. на рубеже двух веков появилось особое течение в человекознании, получившее название… Одним из основоположников этого течения был немецкий философ М. Шелер.… По замыслу Шелера, философская антропология должна стать метафилософской теорией, объектом которой станет человек, а…

ЛЕКЦИЯ 15. Человек как личность

 

15.1. Сущностные характеристики личности

15.2. Проблемы типологии личности

15.3. Механизмы социализации личности

 

Сущностные характеристики личности

От анимизма и гилозоизма наших древних предков, несмотря на все величие современных научных знаний, мы сохранили способность персонифицировать… Тем не менее каждый человек стремится иметь «хорошее лицо», т.е. быть… К сожалению, в последнее время наблюдается «отход» философии от проблем личности, личностная проблематика перемещается…

Проблемы типологии личности

Люди различаются не только физиологически, но и по множеству других параметров. Отсюда возникает проблема составления типологических рядов… По этому же основанию Аристотель делил всех граждан государства на пять… Уже эти примеры свидетельствуют о том, что проблема типологии личностей уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но…

Механизмы социализации личности

Личность представляет собой предельно персонифицированного индивида, социальную, психофизиологическую и духовную индивидуальность. Но эта… Социализация в широком смысле - процесс усвоения индивидом знаний, норм,… Первая рассматривает социализацию как внешнее воздействие на человека, его воспитание. Так, в социологии под…

ЛЕКЦИЯ 16. Деятельность как способ существования человека

 

16.1. Сущность и специфические характеристики деятельности человека

16.2. Структура, виды, формы и уровни деятельности

 

Сущность и специфические характеристики деятельности человека

История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и… В широком смысле понятие «деятельность» означает процесс создания общественным… Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных…

Структура, виды, формы и уровни деятельности

Структура деятельности представляет собой взаимосвязь ее основных элементов: а) субъекта действий, направленных на те или иные объекты; б) объектов,… Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной… Что же делает субъекта инициатором собственных действий?

– Конец работы –

Используемые теги: социальному, развитию0.045

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебник подготовлен коллективом авторов... гл канд искусствовед наук проф Т В Шеляг гл д р... наук проф П Д Павленок...

Конспект лекций Социальные проблемы, социальная политика и социальная спра­ведливость.
Социальная политика и формирование среднего класса... Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых... Научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос в начале г Действительно ход и...

Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие.
На сайте allrefs.net читайте: Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие....

Социальная реклама. Особенности социальной рекламы Дагестана.
К таким методам относится социальная реклама, поскольку помимо информационной функции, она имеет адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать… Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует…

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ «ХОРОШЕВО – МНЕВНИКИ» И ЦСПН СЗАО г. МОСКВЫ.
Глубинные деформационные процессы в духовной жизни российского общества усиливают развитие трудных социальных проблем детей и подростков, а также… ЦЕЛЬ Определить принципы организации системы реабилитации с беспризорными и… ЗАДАЧИ 1. Выявить социально- психологические причины беспризорности, безнадзорности и нарушения детско-родительских…

Предоставление информации для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами
На сайте allrefs.net читайте: -предоставление информации для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами;...

Социальная стратификация и социальная мобильность
Обращаясь к социальной структуре общества, важно не только анализировать многообразие социальных групп и их классификации, но и их "расположение" в… Отметим, что социальная стратификация является той же социальной структурой… Стратификация обязательно подчеркивает упорядочивание социальных слоев и имеет русский аналог - расслоение. Итак,…

Социальные организации и социальные движения
На сайте allrefs.net читайте: Социальные организации и социальные движения...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам