Кто именно присоединяется к социальным движениям?

- люди, чей социальный статус изменился и не по их воле - или те группы, кому угрожают потерей соц.статуса. кто опасается за свой социальный статус, с наибольшей вероятностью сознательно или бессознательно начинают видеть в социальных движениях возможности для достижения своих стремлений, идеалов и занятия лучшего места в социальной структуре. Например, при угрозе повышения налогов или других непопулярных мер европейские граждане выходят на демонстрации и забастовки, не желая ухудшения своей социальной позиции по воле элит.

- Те, кто потерпел неудачу в реализации своих жизненных планов, кто не удовлетворен своей ролью в группе или обществе,

- Мигранты - Например, в средние века в Европе крестьяне, согнанных со своей земли и ставших городскими ремесленниками, рабочими, безработными или просто нищими были втянуты помимо своей воли в процессы мобильности , это вскоре привело к возникновению утопических полуреволюционных социальных движений. В России в начале XX в. разорившиеся крестьяне наводнили города и стали участниками революций. - Если в обществе возникает многочисленный слой мигрантов, или вырванных экономическими и политическими переменами из своего прежнего социального окружения людей, то таким индивидам, потерявшим почву и свой статус трудно интегрироваться в жизнь общества, принадлежать к какой-либо социальной группе. Они ищут себя в социальных движениях.

- Вообще маргиналы - в обществе, где существует много субкультур, практически каждый член некоторых из них будет маргиналом в других субкультурах. В периоды быстрой модернизации или общего кризиса число маргиналов растет. маргиналами Роберт Парк назвал людей, оторвавшихся от одной культуры (субкультуры) и не укоренившихся в другой, живущий на периферии, на границе культур и социальных общностей. Маргиналы - это эмигранты, а также люди, сменившие образ жизни или социальную среду.

Маргинал ощущает чувство растерянности и беспокойства, будучи дезоринтированным относительно норм общества, демонстрирует девиантное поведение. (Либо, наоборот, демонстрирует сверхконформность (судорожные попытки приспособиться к новой культуре), сперхпатриотизм новоявленных граждан государства, религиозная нетерпимость новообращенных адептов). Маргиналы более восприимчивы и обидчивы, так как обеспокоены невозможностью их принятия в полноценные члены группы. Так, особенно восприимчивы к социальным движениям (особенно к насильственным) те рабочие коллективы, чья работа "отрезает" их от большинства членов общества: шахтеры, моряки, старатели. Они не имеют возможности поддерживать контакты с другими группами, чувствуя отчуждение.

- люди, потерявшие или не имеющие семью Наиболее активные участники движений не имеют семей или отстранены от семейной жизни. Среди движения народников в России народовольцы-экстремисты добровольно отказывались от семейного образа жизни. Благополучный в семейной и личной жизни человек вряд ли без острой нужды полезет на баррикады, т.к. он эмоционально удовлетворен и без поисков себя в других группах. А вот молодежь, демобилизованные солдаты, временно безработные могут влиться в социальные движения, если общество неспособно достаточно быстро удовлетворить их потребности.

- Социологи, изучая социальный состав и установки экстремистских социальных движений, отмечалли, что "невротиков, неустроенных, неуравновешенных и психопатов привлекают не идеи социального движения, а поиски единения с себе подобными, принадлежности к группе, которые снижают чувство страха, беспомощности и изоляции" .

 

Теория отчуждения –называет причины возникновения разрушительных социальных движений в обществе:

- отчуждение (вследствие чего - беспомощность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция). Симптомы отчуждения: неуверенность, социальный страх, прежние правила и нормы не считаются больше полезными и надежными, а прежние цели кажутся недостижимыми.

- Социальная неудовлетворенность. - люди ощущают неудовлетворенность в результате разрыва между тем, что они имеют, и тем, что они могли бы иметь. Чем больше разрыв между надеждами и ожиданиями и их реализацией, тем сильнее чувство социальной неудовлетворенности.

 

Коррупция, социальное неравенство и социальная несправедливость далеко не всегда приводят к нестабильности и возникновению движений протеста. Многие социальные системы оставались стабильными и непоколебимыми в течение веков, несмотря на изматывающую народ бедность, безудержную коррупцию и высокую степень эксплуатации. Такой социальный порядок мог вполне благополучно существовать до тех пор, пока члены общества достигали целей, которые они ставили перед собой или знали свое место и значение в социальной иерархии и если человек успешно социализирован для жизни в ней.

Традиционные общества чаще всего являются наиболее стабильными до тех пор, пока в них не происходят изменения. Но как только нормы и ценности начинают подвергаться сомнению, люди испытывают резкое обесценивание своих стремлений. Такую ситуацию некоторые ученые называют "революцией растущих ожиданий". Известно, например, что революции возникают не там, где люди бедствуют, а там, где условия их жизни улучшаются. Все дело в том, что параллельно с улучшением условий жизни значительно расширяются желания и потребности людей. Революции и другие восстания наиболее вероятны тогда, когда прерываются периоды улучшения условий жизни и создается разрыв между увеличением потребностей и падением возможностей для их реализации.

- Социальная несправедливость Должен ли один человек обладать богатством в 10 раз большим, чем другой? Ответ на этот вопрос зависит от традиций и системы ценностей. Во многих странах массы населения живут в бедности, а немногие - в роскоши, фактически не платят налоги и блокируют попытки социальных реформ. Когда члены социальной системы считают ее несправедливой и становятся разочарованными и отчужденными. Ощущение социальной несправедливости встречается не только у представителей беднейших или бесправных слоев общества. Некоторые группы с высоким уровнем потребления и высоким социальным статусом также могут чувствовать себя жертвами несправедливости. Люди, имеющие значительные богатства, твердо уверены, что их накопления и привилегии являются результатом справедливого распределения, и полагают несправедливыми большие налоги и различные государственные ограничения их бизнеса. Следовательно, чувство социальной несправедливости может вызывать социальные движения как среди бедных, так и среди богатых групп населения.