ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Г. Лассвелл и А. Кэплэн считают, что этой основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности. Существованием значимых длительное время, непреходящих ценностей определяется характер устойчивых социальных отношений людей.

 

Социальные отношения

Социальную зависимость делят по типам ее функционирования.

1. Так, существует структурная зависимость, которая означает зависимость, основанную на различии статусов в группе (этот тип зависимости особенно характерен для организаций). Индивиды или группы, имеющие низкий статус, будут зависимы от индивидов или групп, имеющих более высокий статус, если их деятельность связана отношениями иерархии, Руководитель доминирует над подчиненными, если они находятся в его коллективе.

2. Второй тип зависимости называется латентным. При нем отношения зависимости появляются в силу различий в обладании значимыми ценностями, когда официальный статус не имеет решающего значения. Например, руководитель в структуре организации может иметь подчиненного, от которого он зависит в денежном отношении. Статусы руководителя и подчиненного в данном случае отходят на второй план, уступая место скрытым и невидимым отношениям зависимости.

3. Особый тип отношений – властные. Можно выделить два подхода к определению сущности властных отношений.

1) Власть - часть межличностных или межгрупповых отношений, с помощью которых преодолевается сопротивление других индивидов или социальных групп. Многие социологи придерживаются этой точки зрения (П. Блау, К. Левин, П. Лоренс и Дж. Лош и др.

2) "системный подход" – власть руководителя в организации проявляется в том случае, если его личное положение заставляет других подчиняться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных.

 

Социальная власть имеет по крайней мере три компонента: силу, авторитет и влияние.

Сила - это применение или угроза применения физического принуждения, невзирая на сопротивление.

Авторитет - это установленное и узаконенное право принимать решения, ожидать послушания и контролировать его. Сила и авторитет часто комбинируются.

Влияние - это способность воздействовать на действия других на основании престижа, уважения, привязанности. власть репутации. Это власть, принадлежащая определенным личностям и группам, которые хорошо известны в обществе. При определении степени и возможностей этой власти обычно

 

Дж. Френч и Б. Рейвен выделяют 7 оснований власти:

1. Власть принуждения - ее сила определяется ожиданием индивидом или группой В, во-первых, той меры, в какой индивид или группа А способен наказать его за нежелательные действия.

2. Власть связей основывается на том, что А способен воздействовать на поведение В, используя власть другого влиятельного или важного лица С

3. Власть эксперта. Ее сила зависит от объема приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции, навыков, относящихся к сфере того поведения, которого А добивается от В.

4. Нормативная власть основана на воспринятых и усвоенных В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения .

5. Референтная власть основана на идентификации В с А и желании быть похожим на социальный объект А.

6. Информационная власть имеет место в случаях, когда А владеет информацией, представляющей ценность для В.

7. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А в состоянии удовлетворить один из целей, мотивов подчиненного за подчинение

 

Гюстав Лебон в книге «Психология народов и масс» пишет, как «вожаки убеждают толпу»:

«…Вожаки не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. …Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные… Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Презрение и преследование не производят на них впечатления или же только еще сильнее возбуждают их. …Напряженность их собственной веры придает их словам громадную силу внушения. Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил.

Часто вожаками бывают хитрые ораторы… Великие фанатики, увлекавшие душу толпы, деятели революции, только тогда подчинили ее своему обаянию, когда сами подпали под обаяние известной идеи. Им удалось создать в душе толпы – веру … Не напрасно в Евангелии говорится, что вера может сдвинуть горы… Великие исторические события произведены были безвестными верующими, вся сила которых заключалась в их вере… Большинство людей, особенно в народных массах, за пределами своей специальности не имеет почти ни о чем ясных и более или менее определенных понятий. Вожак служит им руководителем. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться. Не трудно убедиться, как легко они вынуждают рабочие классы, даже самые буйные, повиноваться себе, хотя для поддержания своей власти у них нет никаких средств. Упорная воля вожаков заставляет себе покоряться.

Способы действия вожаков: утверждение, повторение, зараза. Толпа, чтобы повиноваться внушению, должна быть подготовлена к этому раньше известными обстоятельствами… Простое утверждение, не подкрепляемое никакими рассуждениями и никакими доказательствами, служит одним из самых верных средств для того, чтобы заставить какую-нибудь идею проникнуть в душу толпы. Чем более кратко утверждение, чем более оно лишено какой бы то ни было доказательности, тем более оно оказывает влияние на толпу… Утверждение тогда лишь оказывает действие, когда оно повторяется часто и, если возможно, в одних и тех же выражениях. Наполеон сказал, что существует только одна заслуживающая внимания фигура риторики — это повторение. Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что, в конце концов, она уже принимается как доказанная истина… Читая постоянно в одной и той же газете, что А — совершенный негодяй, а В — честнейший человек, мы конце концов становимся сами в убежденными в этом, конечно, если только не читаем при этом еще какую-нибудь другую газету, высказывающую совершенно противоположное мнение. …После того, как какое-нибудь утверждение повторялось уже достаточное число раз, выступает фактор — заражение. В толпе идеи, чувства, эмоции, верования — все получает такую же могущественную силу заражения. В толпе все эмоции быстро становятся заразительными. «Человек так же, как и животное, склонен к подражанию; оно составляет для него потребность … Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и масса подражает им. Но эти индивиды не должны все-таки слишком удаляться от преобладающих в толпе идей, иначе подражать будет трудно, и тогда все их влияние сведется к нулю.