Теория аномии Э. Дюркгейма

социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии. аномия - состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. А также культурный и ценностный релятивизм.

Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией (буквально "разрегулированность"). Нормы управляют поведением людей, они знают, чего следует ожидать от других и, что ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например, в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Чтобы продемонстрировать воздействие аномии на поведение людей, Э, Дюркгейм показал, что во время неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентации. Все это способствует девиантному поведению.Основное положение данной концепции, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин"социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

 

3. Теория аномии Р. Мертона. Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Мертон классифицирует поступки в зависимости от того, как люди относятся к социально одобряемым целям и допускаемым обществом средствам их достижения. Оценивается не поведение личности в целом, а его поведение в отдельной сфере (экономике, политике, семье и т.д.) Поведение относится к социальной структуре общества.

Мертон считал, что аномия в современном обществе – часто встречающееся состояние, вызванное расхождением между культурными целями и легальными (институциональными средствами) достижения этих целей. Например, общество поощряет граждан обогащаться, достигать успеха, - но идея всеобщего достижимого успеха лжива – социальный миф, - и законные средства и ресурсы жестко ограниченны, а нелегальные наказываются. Неравенство, зависть заставляет искать нелегальные средства и цели.