3. У индивида, находящегося на вершине пира
миды, концентрируется такое количество материаль
ных ресурсов, которое он не способен целиком по
тратить на личные нужды. Возникающая разница
между количеством доступных благ и количеством
благ, потребленных на личные нужды, позволяет
иерархам создавать запас ресурсов, которые они
могут тратить на инвестиции в экономику, филантропическую деятельность в духовной сфере, а также
на расточительный образ жизни. Вследствие этого у нижних слоев иерархии, недополучающих социальные блага, формируется скрытое недовольство, которое назвали психологией подполья (верхние
уровни иерархии не дают легитимных каналов выражения накопившемуся недовольству и возмущению
существующим неравенством). Практики канализации жалоб трудящихся (например, телефон доверия) лишь отчасти и на короткое время снимают фрустрации. Более сильными механизмами являются участие работ
ников в принятии управленческих решений и в прибылях. Подобная социальноэкономическая практика
создает большую иллюзию равенства, но никогда не снимает скрытого в глубине антагонизма между соб
ственниками и наемными работниками. В масштабе общества психология подполья существовала всегда
и везде как предтеча революций, мятежей,.