Макиавеллисты

• элитарность любого общества вытекает из природы человека и природного неравенства членов общества.

• элите свойственны особые психологические качества, связанные с одаренностью и воспитанием

• групповая сплоченность

• легитимность элиты, признание массами ее права на политическое руководство

• структурное постоянство элиты; ее отношения господства неизменны

• формирование и смена элит в ходе борьбы за власть

2. Ценностные теории стараются приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств:

• элита обладает наиболее высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего государства сферах деятельности

• господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная и инициативная часть населения

• формирование элиты не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей

• элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии.

3. Концепции плюрализма элит базируются на

• отрицании элиты как единой, привилегированной и сплоченной группы; влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности

• с помощью выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. можно ограничить или вообще предотвратить действие закона олигархических тенденций и удержать элиты под влиянием масс

• конкуренция элит делает возможной подотчетность элит массам; это предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы

• в современном демократическом обществе власть распылена между многообразными общественными группами и институтами

• различия между элитой и массой относительны и условны

4. Партократическая теория элиты получила реальное воплощение в странах тоталитарного социализма. Ее основополагающие черты:

• глобальный, мессианский характер политической элиты; ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.

• всеобъемлющий характер политического руководства всеми сферами общества: экономикой, распределением материальных и духовных благ, решением кадровых вопросов и т.д.

• происхождение из социальных низов и прежде всего пролетариата как определяющий критерий вхождения в политическую элиту

• приверженность одной идеологии является гарантией успешного руководства обществом

• жесткая иерархичность элиты и милитаризация ее внутренних отношений

В современной политической теории элит предложенные ее основоположника­ми подходы получили новое разви­тие. Так, последователи В. Парето П. Блау, Ж. Сорель, Э. Фромм, А. Адлер, Р. Стогдилл и другие ученые составили впечатляющие опи­сания конкретных свойств политических лидеров и элит, раскрыв и уточнив на этой основе связь между индивидуальными свойствами управляющего класса и основаниями господствующего политическо­го порядка.

Американский ученый Г. Лассуэлл выдвинул идею, согласно которой к элите могут быть отнесены толь­ко те, кто обладает особыми способностями к производству и распро­странению определенных политическихценностей (например, обес­печения индивидуальной безопасности человека или его обществен­ного уважения, роста доходов и т.д.), к мобилизации активности населения и формированию определенного политического порядка.

В рамках ценностных теорий получила развитие иплюралистичес­кая интерпретация элит, согласно которой во власти действуют не­сколько элитарных группировок, и каждая из них обладает собствен­ными механизмами и зоной властного влияния, выражает специфические интересы различных групп населения и обладает только ей присущим авторитетом.

Французский исследователь Г. Дорсо обратился к учению о «политическом классе» и предложил рассматривать его как «техни­ческий инструмент» «господствующего класса», распадающийся в по­литическом процессе на «управляющий» и «оппозиционный» сегменты. В силу этого, как считает французский ученый, смена у власти пра­вящего и оппозиционного слоев совершенно не сказывается на ин­тересах и статусе правящего класса.

Р. Миллс, исследовавший на примере американского общества политическую элиту как сово­купность представителей важнейших «институциализированных иерар­хий», т.е. высших должностных лиц в составе глав корпораций, поли­тических администраторов и военного руководства. По мне­нию Миллса, наибольшим влиянием в данном треугольнике власти обладают лица (включая и часть неизбираемой, бюрократической эли­ты), находящиеся в неформальных отношениях друг с другом и оказывающие основное влияние на весь процесс принятия решений.

Дж. Гэлбрейт, предположивший, что важней­шее влияние на принятие политических решений оказывает так на­зываемаятехноструктура, т.е. та анонимная группа лиц, которая кон­тролирует процесс обращения служебной информации и тем самым реально предопределяет характер принимаемых наверху решений. В этом смысле публичные политики только озвучивают решения, под­готовленные их экспертами, аналитиками и прочими помощниками. Таким образом, была теоретически легализована роль так называе­мых серых кардиналов, нередко стоящих за кулисами власти и опре­деляющих ее важнейшие решения.