Концепции личности в социологии

Структура личности - В структуре личности психиатр 3. Фрейд выделил три главных психичес­ких компонента —"Оно", "Я" и "Сверх-Я",

· Подсознание ("Оно") включает биологические потребнос­ти, инстинкты, вытес­ненные из сознания побуждения.

· Сознание, или "Я" (Ego) — компонента личности, управляю­щая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появ­ляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставля­ет организму удовольствие. В процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постепенно сформируется его "Я", которым управляет другой принцип — принцип реальности. Он вынуждает нас во всем слушаться рассудка.

· Сверхсознание. - это нравственное сознание индивида, усвоенная система ценностей и правил, которое выполняет функцию репрессии неприемлемых импульсов подсознания и заставляет сознание выполнять их рационализацию или вытеснение, замещении и проч.

 

Т. Адорно, Карен Хорни пришли к выводу : «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно распались системы общностей, где были общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, все время менять амплуа и социальные «маски». Из-за чего личность становится как бы нормативно расщепленной, «размазанной», неопределенной, внутренне-противоречивой.

 

Социология изучает личность как обобщенный «социальный субъект», совокупность социальных качеств человека, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое и групповое взаимодействие, а не индивидуальное, личность - продукт общества (культуры), продукт социализации индивида в определенной культурно-исторической и социальной среде. Социализация – это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества, чтобы подготовить людей к взаимодействию и взаимопониманию.