А) Р. Линтон – придумал понятия

· нормативной (идеальный тип личности данной культуры) личности . В стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении склоняется к навязанному «идеальному» стереотипу. Пример – такие типы нормативной личности часто бывают главными героями морализаторских большинства сказок, классических фильмов, имиджевых сериалов (Тайны следствия или молодежные всякие) своего времени являются

· модальной личности (отклоняющиесяот идеала вариации личностей). В нестабильном обществе (например, в эпоху кризисов) больше доля людей с модальной личностью.

 

Б) Мертон – описал 5 типов личности по отношению к целям и средствам, по степени адаптации людей к социальным условиям (В каждой личности и той или иной степени присутствуют все перечисленные типы в зависимости от жизненной ситуации или внешних обстоятельств. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность):

1) конформист - лояльный член общества, принимает одобряемые большинством (или официальной идеологией) цели и средства их достижения;

2) новаторпринимает цели, но не средства - и применяет к ним необщепринятые или необычные средства (в т.к. противозаконные средства);

3) ритуалист – человек не признает цели и ценности своего сообщества, но имитирует приверженность средствам социальных достижений, соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах. - (бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);

4) изолированный – не склонен ни к целям, ни к средствам общепринятым (алкоголики, наркоманы, некоторые другие социапаты или асоциальные типы личности); эскапизм характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам

5) мятежник, бунтарь - желает создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения, общепризнанные цели и средства воспринимает двойственно, противоречиво.

 

2. Микросоциальный подход к личности в социологии (потребностно мотивационный, ролевой и проч.):

 

А)Э. Шпрангер в 1914 г. разработал шесть «идеальных типов» личности с учетом их мотивационной направленности:

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

 

все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

 

Б) Согласно концепции локуса контроля Дж. Роттера, существуют два крайних типа локализации ответственности:

интернальный - Поведение людей, "ориентированных изнутри", более автономных, регулируется внутренними целями и ценностями, вопреки внешнему мнению, человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких как компетентность, целеустремленность, уровень способностей и являются закономерным результатом его собственной деятельности.

экстернальный. – извне дереминируемый, такой человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом действия внешних сил, - везения, случайности, давления окружения; люди, "ориентированные извне", - идут на поводу чужой манипуляции, ищут виноватых в своих неудачах среди окружающих. Экстернальность может быть следствием выученной беспомощности, т.о. локус контроля отчасти обусловлен социализацией.

Впрочем, оба типа социального характера Д. Рисмена вполне могут быть контролируемы как интернально, так и экстернально.

 

 

Б) В потребностно-мотивационных теориях (основоположник К.Левин) личность – движимый осознаваемыми своими потребностями социальный атом, вступающий в избирательное взаимодействие с другими.

В) Ролевая концепция личности (Кули, Мид)–личность – набор ролей, стратегий, результат социализации, в ходе которой человек усваивает социальные роли и обучается их исполнять в зависимости от ожиданий окружающих и соц.норм и занимаемого места в социальной иерархии.Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус (отца-матери, профессионала, друга, гражданина, лидера). - шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

социолог Чарльз Кули открыл Я-концепцию, (представление человека о себе) – это зеркало, отражающее отношение к нему окружающей социальной среды. Через оценки окружающих каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я", основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. В большой степени содержание Я-концепции формируют родители, даже такими в сердцах сказанными фразами и невербальным отношением:

· негативными определениями; "Ты — лентяй! Тупица!", "Ты — ужасный ребенок", "Ты — уродина". "Чтоб ты провалился!.."

· Негативные пророчества — "Из тебя ничего толкового не выйдет!.. Тюрьма по тебе плачет!..", "Ты никогда ничего не достигнешь".

· Или Стопперы — сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: "Не умничай! Не думай о...! Не сердись!.. Не трогай, у тебя не получится; дай, лучше я!".

· Предписания могут быть позитивные или нейтральные.

· Определения и оценки: "Мальчик, в тебе что-то есть... Молодец!.. Золотые руки!..". Пророчества: "Очень надеемся, что ты получишь высшее образование", "Однажды ты станешь знаменитым...", "Прямо создан быть музыкантом".

· Разрешения: указывают, что можно делать, но не заставляют.

Например, ребенок, усилия которого оценены и вознаграждаемы (положительное подкрепление), будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, а ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, приобретает чувство несостоятельности, парализующие его способности (отрицательное подкрепление).

Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей. Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние.

 

Бергер П.Л. Общество в человеке: «концепция определения социальной ситуации У.Томаса: социальная ситуация - реальность, в которую верят те, кто в ней участвует, кто ее определяет. С точки зрения участвующего индивида это означает, что каждая ситуация, в которую он попадает, предъявляет к нему специфические ожидания и требует от него специфических реакций на них… роль можно определить как типичную реакцию на типичное ожидание. Базовую типологию ролей заранее определяет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем dramatis personae. Конкретному актеру, следовательно, нужно только войти в роль, расписанную еще до того, как поднимется занавес… Каждая роль имеет свою внутреннюю дисциплину - то, что католические монахи назвали бы "уставом". Роль воспитывает, придает форму, задает типовой образец и действия, и самого актора. В этом мире очень сложно притворяться, и, как правило, человек становится тем, кого играет. Каждой социальной роли соответствует определенная идентичность. …. идентичность не есть нечто "данное", идентичностью награждают в актах социального признания. Мы становимся такими, какими видит нас тот, кто к нам обращается. Та же идея выражена в хорошо известной концепции “зеркального Я”Чарльза Кули. Быть человеком, значит быть признаваемым в качестве человека, так же как и быть хорошим или плохим человеком, значить считаться таковым. Ребенок, лишенный человеческой любви и внимания, теряет все человеческое. Ребенок, с которым обращаются уважительно, сам начинает уважать себя.