Массовый тип культуры

Массовая культура, поскольку она существует, пользуется спросом - потому, что в обществе всегда найдутся люди с не очень высоким вкусом и уровнем культуры, для которых шедевры мировой и национальной культур попросту недоступны, а потребность в эстетическом, информационном, коммуникативном общении есть, как и у всякого человека. Эту потребность и удовлетворяет массовое искусство: в кинематографе — американские боевики или мексиканские «мыльные оперы», на эстраде — исполнители хитов вроде Шуфутинского или Булановой, в литературе — писатели вроде Марининой и Лимонова и т. д. Некоторые социологи считают, что популярная и эстрадная музыка — это примеры массовой культуры. Вряд ли это правильно, и авторы таких суждений путают произведения популярной и эстрадной музыки, лучшие образцы которых составляют смешанный элитарно-народный тип культуры, с методами, средствами распространения этого типа культуры современными средствами массовой информации. Можно, конечно, отыскать среди существующего моря эстрады продукты массовой культуры, рассчитанные на извращенный или неразвитый, примитивный вкус. Эту культуру правильно называют культурой андеграунда, культурой подземелья. Художественная ценность современных образцов массовой культуры, таких, например, как (мыльные оперы» или такого же уровня сериалы, которыми усиленно пичкает сегодня население России национальное телевидение, чрезвычайно сомнительна. Выход из этого, казалось бы, тупикового положения — один: повышение уровня культуры и образования, формирование развитого вкуса и любви к высоким образцам мировой и национальной культуры.