О торговцах и лавочниках: как с ними расплачиваться

А которые слуги в лавках торгуют и покупают для домашнего хозяйства нужное и разные припасы, по вечерам и на покое во всякое воскресенье д жен сам хозяин с ними рассчитываться, в приходе и в расходе, в купле продаже: с тем в один вечер, а с другим в иной вечер. А кто бережли! понятлив, и радеет о своем деле, и все у него в порядке, и хитрости в i никакой нет, а прибыток есть от него, — того похвалить и пожаловать едо питьем, и все его просьбы исполнить, а за добрую службу в награду — по: ловать платьем своим.

А кто без умысла что натворит или ленив, ходит поздно в лавку и до спит, или кто за товаром не ходит к купцам, или в чем-то иначе небреже


254 Лекция 11. Православие и хозяйственная деягелыкп и

нерадив, — такого поучать и бранить и, по вине смотря, наложить еще пеню А за добрую службу за стол свой сажать и от себя подавать и жаловать и от цссш охранять таких. И во всякой службе, в домашнем хозяйстве и в торговле, если кто ленив и сонлив, вороват и пьянчужка, от наставлений и битья не испраниi ся, — такого отдел отстранить и дать работу по нем. А кто глуп и груб, воронит и ленив, и ни на что не годится, кого наставления не берут — того, накормим, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся! 62. Как подворное тягло платить или с лавки позем или с деревни

подать, а должникам — возвращать долги

А всякому человеку со своего подворья или с лавки позем, а с деревни и со всех угодий дани и пошлины и всякий оброк, и разные царские подати ни себе не задерживать, не собирать в одно время сразу, а платить раньше сроки: тогда и независим ты будешь, и за просрочку да поручительство денег не пла тишь, и взяток не носишь, и сам не таскаешься. А кто в срок больших оброкои и всяких повинностей не платит, не откупается, две дани ему набежит — hoi уж и вдвое ему платить, И так неразумные люди попадают в рабство, а по судам и в долгах до конца обнищают. Кто же расплачивается и управляется и срок, и всяких податей за собой не накапливает, а ненужного долгу за кем не водится и не растет он, так тот человек всегда свободен, живет независимо, и в жизни ловко, и после смерти детям оставит и наделы, и память: двор со всяким припасом или лавку с товаром, или деревню со всякой живностью, и никаких кабал, ни записей, ни порук, никаких повинностей, никаких пода­тей — ни в чем не запутался.

А случится кому денег занять или хлеба на прокорм бескабально или в каба­лу, или под заклад, или без процентов, — да оплатить бы в срок, тогда и впредь добрые люди поверят. Кто же в срок не платит или проценты наперед не уплачи­вает, будет выплата ему с убытком и с позором, и впредь никто ему не поверит.

Приложение 2

не

Естественно, реальная практика бизнеса в дореволюционной России не представляла собой абсолютно идиллическую картину. Наряду со стремлением к честному ведению дел была распространена практика обмана клиентов и потребителей. Ниже приведены примеры и приемы нечестного ведения дел в коммерческой сфере, характерные для той эпохи (впрочем, под другими на­званиями проявляющиеся и до настоящего времени).