рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Институционализация религии и формирование церкви 115

Институционализация религии и формирование церкви 115 - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Организации Как Самостоятельного Социального Института. Здесь Еще Осущес...


организации как самостоятельного социального института. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономи­ческой деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были соб­ственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является составной ча­стью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создает основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное «государство в государстве».

В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов и в станов­лении государственной правовой системы общества. Однако эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образо­ванным слоем раннеклассовых обществ. По нашему мнению, ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образо­ванными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент. Государ­ственно-правовая регламентация в этих обществах являлась состав­ной частью культовой системы. Идеологическое регулирование носит синкретическую форму, включающую в себя наряду с моральным ха­рактер религиозного и государственно-правового регулирования.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и соци­альных институтов, связанное также с усложнением религиозного со­знания и культовой деятельности, приводит к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отноше­ний и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других над­строенных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных организаций.

Важнейшей целью религиозных организаций является норма­тивное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: выработки систематизиро­ванного вероучения, разработки систем его защиты и оправдания, ру­ководства и осуществления культовой деятельности, контроля и осу­ществления санкций за исполнением религиозных норм, ведения свя­зей со светскими организациями, государственным аппаратом и т. д.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечиваниярелигиозной деятельности и отношений. Реша­ющую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих, — служителей куль­та,которые становятся во главе религиозных институтов и которые со­средоточивают в своих руках всю деятельность по производству, транс­ляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.


В развитой форме религиозные организации представляют со­бой сложную централизованную и иерархизированную систему — церковь.Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных сис­тем, функционирование каждой из которых связано с формировани­ем социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемые системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, уп­равляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществ­лять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организа­ционно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различ­ного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органа­ми религиозных объединений, между священнослужителями раз­личных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Церковь как организацию, в отличие от жреческого сословия, нельзя рассматривать как часть чиновничьего аппарата. Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества, действующую наряду с другими политическими и идеологическими силами. Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для внедрения религиоз­ной идеологии в массы и тем самым способствует упрочению ее поло­жения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей. Классической формой функционирования надстроечной системы подобного типа является средневековый феодализм. Здесь религи­озная организация — церковь — была непосредственно связана со своей социальной и государственной структурой. Таким образом, церковь как социальный институт выступает в качестве носителя политической власти и одновременно в качестве субъекта собствен­ной власти. Собственную власть церкви следует определять как иде­ологическую власть церкви. Идеологическая власть церквиесть превращенная форма политической власти класса, а реализация

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ... Gaudeamus igitur... Juvenes dum sunuis...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Институционализация религии и формирование церкви 115

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Радугин А.А, Радугин К.А.
Р15 Социология: курс лекций.— 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Центр, 1999.-160 с: ил. ISBN 5-88860-055-5 Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными тр

Мировые системы
Международные отношения Межнациональные организации Глобальный институт Мировая взаимозависимость ООН Гринпис Ислам Производств

Микросреда: специфические социальные условия
Социальные институты

Макросреда: общие социальные условия
Рис. 2а. Личность как объект социальных отношений Важным компоненом макросреды являются социальные ин­ституты, которые связаны и с социальной структурой, и с идеологи­ческими отноше

Ценности
Групповая иден­тичность. Со­циальное изме­нение. Поддерж-ка системы. Продвижение на­циональных и субнациональных интересов Разрешение спо­ров. Умен

Социальные институты 101
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обус­ловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание

Социальные организации и самоорганизации 111
движение всю огромную и сложную государственную машину. «Су­ществование государственной власти находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации, судах», — писал К. Маркс (Та

Институционализация религии и формирование церкви 117
церковью своей власти есть не что иное, как один из способов осуще­ствления классом политической власти. Идеологическая власть церкви приобретает относительно самостоятельный характер, внешне

Институционалиэация религии и формирование церкви 121
ятельность церкви и верующих, санкционируются государством и обеспечиваются государственным принуждением. Со времени при­знания христианства государственной религией Римской империи постановле

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги