Хранилища произведений письменности

Письменные тексты после соответствующей классификации и отбора поступают на хранение и входят в новую фазу обращения. Этой фазой обращения призван заниматься особый социальный институт, который можно обобщенно называть хранилищем произведений письменности и литературы, имея в виду, что этот термин в

 

нашем применении фактически покрывает деятельность трех разных учреждений: библиотеки, архива и музея.

Произведения рукописной словесности составляют "память общества", созданием которой общество обязано письменности. Хранилища письменной словесности в целом представляют собой "общественную механическую память", имеющую свои собственные законы жизни и функционирования.

Функционирование "общественной памяти" приводит к дифференциации хранилищ, образуя три основных рода хранения письменных памятников — библиотечный, архивный и музейный.

Древняя библиотека состояла из хранилища рукописных текстов, открытых для пользования разным категориям лиц в зависимости от того, кому принадлежала библиотека и от того, кто и когда ею пользовался. При таких библиотеках обычно существовали и скриптории, ведавшие хранением и перепиской рукописных книг.

Вот как рассказывается об устройстве рукописных хранилищ Византии в книге А.П.Каждана "Книга и писатель в Византии" [49. с.136—137]:

"Оратор Фемистий в речи, произнесенной 1 января 357 г. прославлял Константина II (337—361) за организацию в столице скриптория, руководимого специальным архонтом, под началом которого состояло множество каллиграфов. Они содержались на государственный счет и должны были переписывать сочинения античных авторов, прежде всего Платона и Аристотеля; кроме того, Фемистий упоминает Демосфена, Исократа, Фукидида, Гомера, Гесиода, некоторых других философов. Это учреждение Фемистий ставит выше ипподрома и гаваней, рынков и бань. Деятельность скриптория предполагала существование библиотеки, откуда каллиграфы могли брать оригиналы для копирования и где сохранялись созданные ими манускрипты. Константинопольская публичная библиотека (основанная не Константином Великим, как это одно время предполагали, а его сыном Констан-тием) пользовалась покровительством Юлиана, передавшего ей свои книги. В 372 г. император Валент (364—378) постановил, что в библиотеке должны трудиться четыре антиквария-грека и трое переписчиков латинских книг. В их задачу входило восстановление испорченных экземпляров. К 475 г. константинопольская библиотека насчитывала 120 тыс. томов. Даже если эта цифра преувеличена, то все равно константинопольская библиотека значительно уступала по размерам фонда александрийской ."

Все руководства по палеографии отмечают, что активно функционирующая, серьезная по своему общественному весу библиотека, государственная или монастырская, публичная или частная, фонды которой расширяются, всегда характеризуется деятельностью скриптория [ЗН]. Функцию скриптория выполняют и все современные библиотеки, где репродукция текстов осуществляется с помощью современных технических устройств (фотографирование, копирование и т.д.).

Функция хранения рукописных текстов тесно связана с функцией репродукции текстов. Осуществление функций репродукции текстов свидетельствует о развитии функций хранения (если есть репродукция текстов, то, значит, есть и хранение текстов). С предметной стороны репродукция является результатом поступления и накопления рукописных материалов.

Функция репродукции текстов объединяет такие дифференцированные типы хранилищ, как библиотека и архив.

Архив как общественный институт письменной словесности создается для хранения подлинников рукописных материалов, не все

из которых составляют предмет хранения. Общество стремится включить в состав архивных фондов подлинники рукописных текстов, представляющие интерес для общества, имеющие то или иное значение с общественной точки зрения, являющиеся своего рода общественным достоянием.

Существует два общепринятых и исторически сложившихся принципа хранения рукописных материалов: а) принцип повременного прохождения архива, когда архивы "текущие" постепенно переходят в архивы "исторические" и б) принцип "неделимости фондов" или принцип "происхождения", требующий сохранять те первоначальные группировки, в каких документы отложились в процессе делопроизводства [99].

Отложившаяся группа рукописных источников, составляющая архивную единицу — "дело", сначала является достоянием "механической" памяти индивида или коллектива, деятельность которого образовала это "дело", затем данная группа социализируется и поступает в распоряжение текстовой "механической" памяти всего общества, составляя совокупное общественное достояние, воплощенное в историческом архиве. Таким образом, хранение рукописей выступает как все более широкая социализация общественного опыта. Единицами хранения выступают результаты деятельности. Понятно, что в процессе все более широкой социализации памяти становятся ненужными многие частные детали и откристал-лизовывается главное; это подобно тому, как в памяти человека некоторое его деяние сначала выступает в связи с его делами, непосредственно относящимися к этому деянию, а затем начинает быть в памяти как общий прецедент деятельности, когда знание деталей уже не требуется.

Архивист И.Л.Маяковский так описывал различие между архивом, библиотекой и музеем: "Архивы содержат в себе исторические первоисточники, существующие как в виде неразмноженного письменного материала (включая всякого рода графический материал), так и в виде оригиналов размноженного, затем — рукописные копии и, наконец, печатные материалы, если последние являются составным элементом первоисточников.

Библиотеки заключают в себе письменные материалы, служащие проводниками различных отраслей знания и потому размноженные механическим (машинным) способом.

В музеях могут находиться также оригиналы и копии письменных памятников, которые не только по содержанию (а иногда и независимо от него), но и со своей внешней вещественной стороны отличаются показательностью, характеризующей черты быта и формы творческой работы человека в ту или иную эпоху..."[73, с.35]

В этом определении в качестве основных дифференциальных признаков названы: а) для архивов — хранение материалов первоисточников и того, что отвечает первоисточникам как отложившимся остаткам прошлой деятельности; б) для библиотек — характер хранения копированных материалов, которые предназначены для общего пользования, так как они по своему содержанию являются проводниками различных знаний; в) для музеев характерны хранение и экспозиция таких памят-

ников, которые являются (с содержательной и вещественной сторон) некоторыми

этапами в развитии культуры.

Разделение трех основных типов хранения обосновывается автором следующим образом: "Как библиотека, так и архив... отличаются от простых складов такого же материала тем. что они преследуют не одну цель простого хранения письменных материалов или передачи их из одних рук в другие, но и свои особые цели: ...это хранение письменных материалов в таком виде и в таких условиях, чтобы ли материалы целесообразно функционировали... Библиотека имеет своим назначением распространение знаний о всем существующем...При этом, чем интенсивнее функционирует библиотека, т.е. чем на большее число людей она воздействует, тем в большем количестве экземпляров требуются эти проводники и тем быстрее они изнашиваются, следовательно, они должны быть размножены... Архивы же в своем функционировании увеличивают сумму человеческих знаний новыми данными, храня в себе их первоисточники, т.е. творческие акты человека, выразившиеся на письме. Так как творческий акт неповторим, то первоисточники являются оригиналами или автографами и существуют в'единственном числе, т.е. они также неповторимы и, следовательно, должны быть неуничтожимы, хотя бы содержание их и было размножено тем или иным способом — изданием, научным описанием, факсимили-рованием, фотографированием и т.п. ...Оригинал или подлинник всегда остается принципиально неисчерпаемым источником новых данных ...

По своей цели музей ближе к архиву, нежели к библиотеке. Если архив имеет своей целью хранение письменных первоисточников и их функционирование, то музей стремится создать картину простой жизни посредством определенного научного сопоставления сохранившихся ее остатков... Для осуществления этой цели необходимо, чтобы в музеях были собраны подлинные отражения прошлой жизни. ...то есть те же первоисточники, но только вещественного характера. ... Приближаясь к архиву, музей в то же время обладает такой чертой, которая сближает его с библиотекой: это образовательно-показательная задача. Музейные предметы имеют то преимущество перед архивными документами, что они являются непосредственными проводниками, популяризаторами знаний: многое из того, что мы только читаем в письменных памятниках и что мы должны постоянно дополнять своим умозаключением, а иногда лишь интуицией, в музейных предметах само предстает перед нами в живых и конкретных образах.

Следовательно, музей является и исследовательским, и образовательным органом, и лабораторией знаний, и их популяризатором."[73, с.23—25]

Этот разбор сложившейся практики хранения текстов показывает, что ''общественная память", представленная в виде текстов, является не просто собранием запоминаемых, благодаря фиксации на письме, предметов мысли, но представляет собой активно функционирующий живой организм, осуществляющий выделение. организацию и постоянную обработку массивов текстов.

Обобщение практики хранения произведений письменной словесности дает возможность определить следующие признаки, характеризующие структуру "общественной памяти" (см.Табл.З.):

а) необходимость хранения подлинников (архив, музей) — отсутствие необходимости хранения подлинников (библиотека);

б) потребность в создании и хранении репродуцированных текстов (архив, библиотека) — отсутствие потребности в производстве репродукций (музей); в) наличие функции "проводника знания" (библиотека, музей) — отсутствие функции "проводника знания" (архив); г) обязательность систематизированного представления результатов исследования (музей) — необязательность систематизированного представления результатов исследования (архив, библиотека); д) познавательный интерес к тексту как к вещи наряду с

интересом к его содержанию (музей) — отсутствие интереса к тексту как квещи (библиотека, архив); е) характерность отношения к одному и тому же тексту как к неисчерпаемому источнику знания (архив) — нехарактерность отношения к одному итому же тексту как к неисчерпаемому источнику знания (библиотека, музей).

Таблица 3. Виды хранилищ текстов

Виды хранилищ Признаки общественной памяти Архив Библиотека Музей
а) необходимость хранения подлинников + _ +
б) потребность в репродукции + +  
в) функция проводника знания - + +
г) систематизированное представление результатов исследований по истории культуры -   +
д) интерес к вещной стороне текстов - - +
е) отношение к одному итому же тексту как к неисчерпаемому источнику знаний + - -

На основе первых трех признаков (а, б, в) четко различаются виды хранилищ в структурно-функциональном отношении. Последние три признака (г, д, е) служат не различению видов хранилищ, аотражению связи вещной стороны текста с его местом в истории культуры. Известно, что способы материального производства текстов составляют характерный признак развития общества и отмечают этапы развития духовной культуры, обнаруживая связь между материальной и духовной сторонами ее развития.

Представление об одном и том же тексте как о неисчерпаемом источнике разных прочтений его содержания относится к архивам как виду хранилищ текстов, по-видимому, в связи с тем. что архивы служат главным, исходным источником исторических сведений, существующих до их систематизации с позиций какой-либо задачи из области науки, производства, права и других сторон жизни человека. Этому источнику не свойственна функция проводника знаний", т.к. эта функция. во-первых, предполагает обязательную систематизацию материала, а во-вторых, систематизация материала служит целям обучения, а не исследования. Таким образом, признак (е) — отношение к тексту как к источнику исследования — соединяется в одной оппозиции с понятием "проводника знания" (в). Для текста не быть "проводником знания" значит быть "источником исследования".

Итак, на первом этапе текст выступает в общественной памяти как "источник исследования", а затем как "проводник знания". Для того чтобы совершилась такая трансформация в хранимых текстах, нужно, чтобы в сфере хранения возникла функция репродукции (это следует и из данной матричной таблицы). Это значит,

что в рукописной речи функция репродукции носит активный характер. .