Каллиграфия

К общим искусствам, приложимым к любой рукописи, относится искусство правильного, эстетически совершенного письма, или искусство каллиграфии. Каллиграфия ведает начертанием знаков письменности. Имеется две основных тенденции в искусстве каллиграфии: а) совершенное следование стандартным прописям письменных знаков; б) образование индивидуального почерка.

В случае исполнения стандартных знаков во всех культурах постепенно устанавливаются три стандартных стиля исполнения: 1) полный стиль начертания знаков —устав; 2) сокращенный стиль начертания знаков — скоропись; 3) средний (смешанный) стиль начертания знаков — полуустав.

В египетской письменности этим стилям отвечает иероглифическое, демотическое и иератическое письмо; в китайской иерогли-фике — стили чжэншу, цаошу и цзяньбицзы [43]; в греческой [103] и латинской [38], а также славянской [128] графике — устав, скоропись и полуустав.

Исторически устав — самый ранний стиль письма. Соответственно этому наиболее торжественные и официальные тексты исполняются уставным письмом, а наименее важные, не претендующие на особую значимость, исполняются скорописью. Полуустав применяется для исполнения текстов, занимающих среднее положение.

Индивидуальные совершенные почерки, претендующие на каллиграфическую значимость, в европейской традиции развиты сравнительно слабо. Образование каллиграфически значимых индивидуальных почерков в Европе начинается со времени книгопечатания, когда они стали противопоставляться стандартным печатным литерам как индивидуальное общему.

В иероглифических культурах Востока, напротив, индивидуальные почерки появляются очень рано. Каллиграфическое искусство индивидуальных почерков здесь достигает высочайшего совершенства. Мастера каллиграфии приобретают высокий авторитет и, нередко, ставятся традицией выше живописцев.

Помимо этих основных делений в каллиграфии существуют стили, приспособленные к нуждам эпиграфики, сфрагистики, нумизматики и палеографии, имеющие, помимо чисто языкового, еще и орнаментальное значение. Эти каллиграфические стили изучаются соответствующими вспомогательными историческими дисциплинами.

В некоторых случаях орнаментальное начало становится ведущим. Так складывается, например, арабское куфическое письмо, славянская вязь, некоторые картинные стили китайской иероглифи-ки и т.п.

Каллиграфическое искусство служит своеобразным мерилом в определении характера рукописей. Применение каллиграфического искусства (или, по крайней мере, попытка его применения) является свидетельством значимости рукописного содержания.

Дело в том, что единственным случаем, где создатель текста, как правило, не применяет каллиграфии, является случай рукописной автокоммуникации, когда создатель текста является первым и нередко единственным читателем, т.е. тогда, когда рукопись или копия рукописи делаются "для себя". Естественно, что в этом случае правила чтения рукописи формируются самим создателем рукописи. Это значит, что и требования к созданию рукописи не являются общественно регулируемыми правилами.

Таким образом, рукописные тексты по характеру исполнения делятся на два больших класса: а) распространяемые рукописи, характеризуемые обязательным применением каллиграфического искусства; б) нераспространяемые рукописи, характеризуемые факультативным применением каллиграфии.

Различие этих двух типов рукописей носит структурно-функциональный характер.

Таб. ища 7.

Применяемые правша Вилы рукописей Применение каллиграфии Применение индивидуальных правил исполнения рукописи Применение знаков письменности
Распространяемые рукописи а + - +
Нсраспрос i раняемые рукописи - + +