Правила для говорящего

Правила для говорящего строятся в целом, как уже отмечалось, на предостережениях об опасности слова. При этом паремии распадаются на ряд групп в зависимости от того, какую именно опасность слово в себе содержит.

А. Как уже отмечалось, говорящий, прежде всего, должен обеспечить ненанесение ущерба, который слово может причинить слушающему ("Ножом убивают в безлюдном месте, словом на людях"), и предупреждение возможных дурных последствий от

высказывания при его передаче ("Все беды человека от его языка"), а также предусмотреть прямой ущерб самому себе от ошибочного высказывания. Поэтому первая группа паремий рекомендует осторожно обращаться со словом. Например,

1. "Корову ловят за рога, людей за язык", "Будешь следить за языком он охранит тебя, распустишь его он тебя предаст ".

2. "Слово стрела, выпустишь не вернешь ", "Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя", "Сказанное слово срубленное дерево ", "Слово, пока оно у тебя во рту,твое, а как вылетит чужое ".

3. "Сердце глупца в его языке, язык умного в его сердце", "Лучше захромать на ногу, чем на язык ".

Смысл правил, содержащихся в данной группе пословиц, состоит в том, что предписывается осторожность со словом, коль скоро: а) сказанное может обернуться против говорящего; б) сказанное — одноактный акт, недопускающий переделок; в) сказанное — признак "ума" или "глупости" говорящего, в зависимости от содержания сказанного.

Б. Следующая группа правил касается характера внутренних действий со словом. Например,

1. "Сначала свари слово, потом вытащи его изо рта", "Прежде чем говорить, подумай о смысле слов".

2. "Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь", "Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить ".

3. "Если боишься, не говори, если сказал не бойся ".

Эта группа правил предписывает: а) всестороннее обдумывание будущего высказывания; б) обязательную "фильтрацию" высказываний во внутренней речи путем отбора годных к произнесению высказываний внутренней речи; в) точное и отчетливое произнесение отобранных высказываний внутренней речи.

В. Третья группа паремий дает своеобразную классификацию типичных неправильностей в произносимых высказываниях. Например,

1. Противоречие содержания речи и ситуации общения: "Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя", "Править бритву и давать советы нужно вовремя ".

2. Тривиальность содержания высказывания для слушающего: "Учитрыбу плавать", "Яйцо курицу уму-разуму учило".

3. Многословие: "Слова жемчуг, но когда их много, они теряют цену", "Веревка хороша, когда длинна, а речь, когда коротка".

К этому ряду пословиц можно еще отнести предупреждения о том, что многословие способно повредить самому говорящему, приводя к ошибкам при "фильтрации" высказываний и их оценки во внутренней речи: "Кто много говорит, много ошибается ".

4. Повторение одного и того же содержания в данной ситуации общения: "И хорошее слово хорошо один раз ".

5. Ложь, т.е. намеренно неверное представление действительности в речи: "Улжеца дом сгорел никто не поверил", "Где правда бессильна и ложь не поможет", "Чем плохо скрывать, лучше хорошо признаться ", "Пусть рот кривой, лишь бы слова были прямые ".

6. Снижение ценности высказывания по причине неверного выбора слушающего: "Мечет бисер перед свиньями", "Услаждает на лютне слух буйвола".

Г. Четвертая группа паремий содержит рекомендации стили-стико-риторического характера. Такие паремии весьма разнообразны по содержанию. Приведем некоторые примеры:

"Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано"; "Если хочешь возвысить человека возвысь, хочешь унизить тоже возвысь"; "Стреляет криво попадает прямо" ( об иносказании ); "Умный винит себя, глупый товарища" и т.п.

Правила речевого поведения для говорящего построены как программа действий, имеющих определенную последовательность:

а) Предписывается произвести тщательную умственную работу над словом, поскольку произнесение есть однократный акт, не допускающий переделок, а сказанное может обернуться против говорящего.

б) Предписывается обдумывать высказывания во внутренней речи, отбирая годные к произнесению.

в) Рекомендуется обдумывать отобранные к произнесению высказывания на основе отсутствия в них следующих признаков: противоречие ситуации общения, тривиальность содержания, многословие, повтор уже сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие речи и действительности, возможное обесценивание содержания в зависимости от характера и опыта слушателя.

Итак, правила речевого поведения для говорящего и правила речевого поведения для слушающего представляют собой две противопоставленных друг другу программы речевых действий [см. блок-схему "Правила ведения речи"]. Сравнение обеих программ показывает, что данное противопоставление носит целостный характер. Ни одна отдельная операция в программе для слушающего не соотносится с какой-либо отдельной операцией в программе для говорящего, но обе программы в целом построены так, что программа слушающего определяет программу говорящего. Анализ высказываний, совершаемый слушающим, определяет действия и характер оценок говорящего. Таким образом, реализуется общее правило — действия слушающего имплицируют действия говорящего.

Правила ведения речи (блок-схема)

Исследователи отмечают различный характер соотнесения внутренней речи у говорящего и слушающего с их внешней речью; внутренняя речь говорящего как бы синтезирует внутреннюю речь слушающего, в то времякак внутренняя речь слушающего, напротив, анализирует внутреннюю речь говорящего [150, 30]. Эти наблюдения находят обоснование в свете фольклорных данных.

Пословицы, рассмотренные как правила действий со словом, показывают, что речевые программы слушающего и говорящего с необходимостью включают действия, совершаемые во внутренней речи. Внутренняя речь предписывается, оформляется и регулируется определенными этикетными нормами и правилами, поэтому нельзя думать, что внутренняя речь является чем-то случайным или факультативным по отношению к внешней речи. Таким образом, отношение мысли к слову не сводимо к ассоциативному или нейродинами-ческому автоматизму. Отношения мысли и слова даны как сложный процесс, состоящий из серии операций, последовательно приближающих слушающего к пониманию речи, а говорящего — к возможностям реализации речи. Этот процесс — следствие не только индивидуального, но и общественного развития. Именно в свете такого понимания отношений мысли и слова следует подходить к проблеме словотворчества, исходные правила которого даны в народной этимологии.