Описание и объяснение в качественной парадигме

 

 

2.1. Описание: широкое и узкое значение

Термин «описание» используется в качественной парадигме в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле — это описание исследователем своего понимания, это — вербализация понимания. В этом смысле любой продукт качественного исследования — всегда описание.

В то же время в зависимости от установки качественного исследования на результат, от специфики образа результата можно выделить два его вида:

— простое описание или «плотное», насыщенное;

— аналитическое описание.

Эти два вида описания отличаются друг от друга прежде всего задачами и, соответственно, языком. Мы уже говорили, что при простом описании задача состоит в том, чтобы максимально представить жизненный мир информанта, его интерпретацию событий. Фактически продукт такого исследования — «сырые» данные, «не обработанные» исследователем.

Аналитическое описание нацелено на получение такого продукта исследования, в котором информанты и исследователь «участвуют» на равных. Как правило, продуктом аналитического описания выступает мини-теория (концепция) или исследовательский комментарий.

В узком смысле описание противопоставляется объяснению. Результат качественного исследования, который не содержит отсылок к причинам, мотивам тех или иных действий, реализует задачу описания социального явления. Соответственно, если в продукте исследования причины и мотивы представлены, мы имеем дело с объяснением изучаемого явления. Различия, таким образом, между описанием и объяснением в узком смысле состоят в том, что именно содержится в готовом продукте качественного исследования.

 

2.2. Объяснение: семантическое и научное

 

Здесь в этой методологии мы сталкиваемся не только с научным объяснением, имеющим место в классической парадигме, но и с семантическим объяснением. Этот вид объяснения фактически означает растолкование: подобное мы встречаем в лингвистике, когда для объяснения неизвестного слова толковый словарь дает слово со сходным значением. При таком объяснении события и поступки могут растолковываться другому человеку с помощью уточнений, аналогий, указаний на предысторию и смысловой контекст происходящего — приблизительно так в повседневной жизни мы объясняем друг другу те или иные события. При этом мы стараемся перевести это событие на понятный нашему собеседнику язык, исходя из его предполагаемого опыта, нормативных представлений. Семантическое объяснение всегда преследует практическую цель — добиться понимания слушателем, оно всегда — процесс коммуникации, ориентированный на конкретного слушателя. Такое объяснение может быть успешным, если его принял тот, кому оно адресовано, вне зависимости от того, соответствовало ли оно критериям логичности, согласованности отдельных частей и т.д., с помощью которых оценивается научное объяснение.

Семантическое объяснение — всегда понятное конкретному слушателю, в отличие от научного — «истинного», соответствующего объективным стандартам логики.

Семантическое объяснение в качественной парадигме — это объяснение смысла событий, своих поступков изучаемыми людьми, их интерпретация реальности.

А теперь попробуем разобраться, как сочетаются научное и семантическое объяснение в качественном исследовании.

Ранее мы уже говорили, что в качественной социологии существует собственно гуманистическое направление, которое главной своей задачей считает предоставление «слова» тем «голосам из хора», которые раньше никогда не были слышны, а также тем ситуациям, которые не изучались или замалчивались. В исследованиях подобного рода, где «властвует» текст в первозданном своем виде, не «тронутый» исследователем, присутствует только семантическое объяснение реальности — объяснение с точки зрения «действующего субъекта». В научно ориентированных качественных исследованиях, так сказать, исследованиях «объективистского» характера, присутствуют и семантическое объяснение ситуации изучаемыми людьми, и научное объяснение социолога, которое, как мы говорили ранее, должно быть построено по всем логическим канонам научного доказательства, а также происходить на языке специальных терминов. Результаты такого рода исследований — мини-теория — есть всегда сплав, «равновесное» сочетание этих двух видов объяснений социальной реальности.

 

Применительно к исследованиям собственно постмодернистского (или арт-) направления, где в продукте исследования слышен преимущественно только голос социолога, его интерпретативная версия, «потерявшая» связь с «сырыми» данными, вообще не приходится говорить ни о семантическом, ни о научном объяснении: исследования подобного рода сознательно делаются вопреки научным канонам, а их выводы, сделанные в стиле ГагЛазу, не столько объясняют реальность, сколько репрезентируют прежде всего самого исследователя, его взгляд на вещи.