Основные идеи этнографического подхода в социологии

Во Второй половине XX века социология, вновь начинаю­щая осознавать необходимость «возвращения индивида» в свое предметное поле, нашла в этнографии соответствующий по­знавательный инструмент. Он позволял через детальное описа­ние единичного — конкретных повседневных практик — «вый­ти» на традиционную для нее исследовательскую задачу — познание типического в социальном явлении. Так внутри социо­логии формировалась особая исследовательская традиция изу­чения социальных явлений, получившая свое название — эт­нографический подход (или метод). Следует еще раз подчеркнуть, что эта традиция представляет собой особую ин­тегрированную качественную исследовательскую практику, т.е. определенный тип качественного исследования.

Главным его лозунгом стало выражение известного анг­лийского социолога М.Хаммерсли «сделать знакомое неизвест­ным»1. В этом девизе содержится две идеи. Первая состоит в том, что исследуется знакомый, рядом находящийся мир: тру­щоб, рынков, промышленной организации, крестьянского труда, детской преступности и т.д. Вторая — в том, что только взгляд на привычное как странное, неизвестное, другое, чужое, только остранение исследователя (термин известного совет­ского культуролога В.Шкловского. — А.Г.) помогает «сломать» привычное, непроблематичное в рутине повседневности изу­чаемой социальной общности, понять смыслы, которые кро­ются за видимым социальным и организационным порядком. Рассмотреть нечто с этнографической точки зрения значит увидеть в нем другое — в отличие от своего. Социолог здесь при-

1 Hummersly M. What's Wrong with Ethnography? The Myth of Theoretical Description // Sociology. V. 24. 1997. P. 595.

обретает статус чужестранца или, если воспользоваться назва­нием одного из американских учебников по этнографии, «про­фессионального чужака».

Эта позиция чужака означает открытость исследователя другому, иному опыту, отказ от старых теоретических схем объ­яснения, готовность увидеть новое, незнакомое, способность удивиться. Вместе с тем это] главный лозунг этнографического подхода нельзя понимать буквально. Иное, другое, и мы об этом уже говорили в Теме 4, Часть I, только тогда можно по­нять, когда исследователь обладает некоторым предзнанием, некоторым смутным образом результата. Это означает, что знакомое должно стать неизвестным, но до определенной сте­пени — в противном случае это неизвестное можно в принци­пе не понять.