Основные черты качественного исследования этнографического типа

Главные характеристики этой исследовательской практики, составляющие ее своеобразие, отличающие ее от других типов качественного исследования, таковы:

1 — это стремление к более подробной, детальной, всесторон­ней репрезентации реальности. Отсюда итогом этнографическо­го исследования довольно часто выступает не только теория или исследовательский комментарий, но и простое или насыщен­ное, «плотное» описание изучаемого социального феномена.

2 — это акцент прежде всего на методе включенного наблюде­ния, предполагающем «включение» исследователя в изучаемую ситуацию в качестве ее участника, старающегося понять других в естественных условиях1. Здесь естественные условия понима­ются как повседневная жизнь людей с их естественной установ­кой на восприятие окружающего мира как само собой разуме­ющегося, непроблематичного. Собственно говоря, метод включенного наблюдения и представляет собой способ погруже­ния исследователя в мир естественных установок изучаемых

' Вместе с тем сегодня в литературе встречается употреб­ление термина этнографический подход в социологии как синонима качественного подхода вообще.

людей, погружение, при котором не создаются определенные экспериментальные условия (как при использовании экспери­мента в классической социологии), но жизненные миры «даны» исследователю естественным образом.

Акцент на методе включенного наблюдения не отменяет использования других методов в рамках этой исследовательс­кой практики: свободного интервью, качественного анализа документов. При этом наряду с анализом «бумажных» доку­ментов в последнее время успешно используется и фотоана­лиз как способ прочтения фотодокумента, использующий анализ невербального языка: языка жестов, мимики, тела. «Учитесь читать фотографии, как вы могли бы читать кни­ги», — написано в одной из первых книг по так называемой «визуальной социологии»1. Фотография незамедлительно выдает «детали», подробности, столь важные в рамках этого типа исследования.

Вместе с тем все эти методы являются второстепенными, уступая «пальму первенства» включенному наблюдению. Не слу­чайно ряд авторов называют рассматриваемый нами этногра­фический тип стратегией включенного наблюдения, где сам этот термин понимается не узко — как метод, но широко — как определенная исследовательская практика2.

3 — здесь большое значение придается фигуре самого иссле­дователя, его способности войти в контакт с теми, чьи жизнен­ные миры он изучает, его открытости новому, его умению слу­шать и слышать, его способности находиться «вне» и «внутри» изучаемого опыта одновременно, его воображению, наконец.

Социолог-этнограф должен представлять себе, что изучае­мые им люди имеют весьма приблизительное представление о социологии и что чаще всего исследователей принимают за «рекламных агентов, налоговых инспекторов, шпионов... пра­вительственных служащих»3.

1 PlummerK. Documents of Life. An Introduction to the Problems and Literature of a Humanistic Method. P. 52.

2 Подробно см.: Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Уральский университет, 1999.

3 HummerslyM., Atkinson P. Ethnography Principles in Practice. P. 81.

М.Хаммерсли и Р.Аткинсон приводят пример бесспорно благоприятного впечатления, которое произвел исследова­тель Дон Халландер на жителей небольоюго городка штата Джорджия, которых собирался изучать. В то же время это благоприятное впечатление оказалось непреодолимым пре­пятствием к исследованию. Жители городка решили, что со­циолог является представителем фирмы, изготавливающей вискозу, который должен помочь фирме обосноваться в этом городе. Все старались убедить исследователя в отличных ка­чествах города и его обитателей. «Исследователь-этнограф как будто превратился в сказочную фею-крестную, и серьез­ная работа была невозможна»1. Исследователь был вынужден уехать.

Социолог должен владеть искусством производить нужное впечатление (вспомним И.Гофмана. —А.Г.). Именно это каче­ство исследователя позволяет установить доверительные отно­шения с группой, вне которых он практически не получает до­ступа к информации.

Исследователь должен решить, какое именно впечатление он хочет произвести, и в соответствии с этим изменить свой имидж: одежду, прическу и т.д. Следует помнить, что в иску­сстве производить впечатление нет обобщающих правил. Су­ществуют различные категории информантов, различные со­циальные контексты и, соответственно, различные имиджи. В этом смысле, полагают М.Хаммерсли и РАткинсон, социо­лог-этнограф очень похож на актера, чья профессиональная компетентность предполагает высокую чувствительность к ме­няющимся ситуациям.

4 — результат этнографического исследования — чаще всего монтаж, попытка из мозаики собранных данных составить це­лостную «картинку» культуры изучаемой общности. Исследо­ватель здесь — своеобразный монтажник (bricoleur), использу­ющий различные части-источники для монтажа (bicolage) целого. Термин этот, введенный в оборот Г.Зиммелем и подхва­ченный крупнейшими современными социологами Ж.Бод-рийяром и КЛеви-Строссом, призван отразить спонтанность, отсутствие жесткого плана, открытость процесса монтажа

1 Hummersly M., Atkinson P. Op. cit. P. 84

и в то же время его от начала до конца законченность, завер­шенность.

В самом деле, исследователь, работая в поле, используя включенное наблюдение, интервью, старается из обрывков разговоров, наблюдаемого поведения, бесед информантов между собой, жестов, выражения глаз — из всего этого разно­образия полевых данных «ухватить» смысл происходящего, по­нять ценности группы, разделяемые ими нормы, культуру группы в целом.

5 — здесь большое значение имеет первоначальная про­цедура поиска посредников, способных ввести человека в груп­пу, сообщество, а затем помочь войти в контакт с «ключевыми фигурами», хранителями знаний о традициях данного сооб­щества. Современный английский исследователь К.Робсон называет их «проводниками»'. Именно от «проводников» за­висит доступ к информации, необходимой исследователю, а также отношение к исследователю, готовность с ним сотруд­ничать.

Попробуем рассмотреть все выделенные нами черты, спе­цифику этнографического подхода в социологии в целом на примере исследования «Рынки как культуры», осуществленно­го американским социологом М.Аболафиа в 1990-х годах при­менительно к деловым рынкам Уолл-Стрит'.

В этом исследовании рынки рассматривались не просто как мес­та, где совершаются сделки, акты купли-продажи как простой обмен между лицами, — но как специфические культуры.

Изучение рынков как культур означает акцент на процессе пов­торяющегося взаимодействия в сфере деловых операций, где уста­навливается особый набор взаимных договоренностей: культура рынка здесь — система социально значимых отношений, вбираю­щая культурные нормы, правила, познавательные сценарии (cogni­tive scripts). Исследователь изучал три аспекта культуры: основные

' Robson С. Real World Research: a Resource for Social Scientists and Practitioner-Researchers. P. 160.

2 Aborlaphia M. Creating the Markets: Wall-Street Opportunism and Restraint. MIT, 1998.

правила и роли, локальный рационализм, движущие силы и процесс изменений.

В своих исследованиях социолог использовал три различных ме­тода и, соответственно, получил три типа данных.

Изучение рынка ценных бумаг он производил с помощью анализа юридических документов из архивов судов: «Тысячи страниц изучен­ных мною документов открыли для меня многое в таинственном ми­ре фьючерсных торгов». Библиотеки регулирующих организаций и судебные архивы оказались настоящими сокровищницами, содержа­щими непочатый край документальных свидетельств участников эко­номического процесса.

Наряду с этим исследователь проводил беседы с представителями регулирующих органов и адвокатами, участвующими в судебных- раз­бирательствах, связанных с биржевой деятельностью на Нью-йоркской фондовой бирже. Этот же метод он использовал для изуче­ния рынка облигаций. Здесь он проводил беседы с брокерами. Беседы проходили обычно в операционном зале после торгов в периоды вя­лой деловой активности. Менее формальное общение имело место в ресторанах и барах. Исследователь старался уловить побольше дета­лей будничной жизни биржевика, просил брокеров описать свой ра­бочий день, рассказать о карьере, припомнить какие-то ключевые эпизоды, объяснить смысл и назначение целого ряда организаций, связанных с биржевой деятельностью. «Я позволял им рассуждать на их любимые темы, но в то же время аккуратно направлял разговор к вопросам, интересовавшим меня».

Кроме того, М.Аболафиа использовал метод включенного наблюде­ния: «Я стал на бирже своим, или, если воспользоваться формулой од­ного антрополога, туземцы мне построили хижину. Постепенно мои личные наблюдения и выкладки вытеснили собеседования как основ­ной источник информации», — пишет он. Главная проблема, с кото­рой столкнулся социолог, — реальная угроза «ассимилироваться» — принять всерьез картину мира брокеров и даже стать частью этого ми­ра. «Нетрудно поддаться их модели мира, — пишет исследователь, — поскольку это весьма притягательный мир. Экономическая доктрина Уолл-Стрит — ясная, четкая система, объясняющая все — от поведе­ния отдельных брокеров до роли государства на рынке». Этнографу легко держать дистанцию, когда его «объекты» — люди неграмотные, нищие или ущербные, замечает М.Аболафиа. Гораздо труднее, если они исповедуют систему воззрений, принятых твоим обществом.

Поэтому, по мнению исследователя, в процессе сбора нужно регист­рировать все подряд, но дома необходимо подвергать информацию критическому осмыслению.

В целом вся совокупность откликов, реакций, мнений, способов поведения биржевиков и составляла мозаику данных, из которых ис­следователю необходимо было «смонтировать» культуры деловых рынков Уолл-Стрит в трех выбранных аспектах.

Существенной проблемой для исследователя стала проблема доступа к миру биржевиков, к основным источникам информации об этом мире. Дело в том, что этнографический анализ деловых рынков как культур достаточно непрост. По своей сути — это об­ласть, где распоряжаются корпоративные элиты. Они, как прави­ло, наделены большей властью и высоким статусом и потому защи­щены от посторонних наблюдателей. Именно поэтому представители элит редко оказываются объектом этнографическо­го анализа. «Этнография чаще имеет дело с теми, кто беден, ли­шен влияния, имеет отклонения в поведении», — пишет М.Абола-фиа.

Власть и деньги создают проблему для этнографа. Американ­ский исследователь использовал личные связи, чтобы попасть на де­ловые рынки Нью-Йорка: как у преподавателя Школы бизнеса при Корнуэльском университете, у него было много бывших и тогдаш­них учеников, работавших там. Кроме того, благодаря старому зна­комому, другу детства, юристу, он получил доступ к материалам Ко­миссии по срочной продаже при биржевой конторе в Вашингтоне. Личные связи оказались тем ключом, который отпер заветную дверь.

Кроме проблемы доступа большое значение здесь имела и проб­лема установления контактов с информантами, создания у них поло­жительной мотивации по отношению к исследованию. Огромное коли­чество информации, имеющееся в распоряжении участников рынка носит частный, конфиденциальный характер. Участники рынка обычно тратят много сил, чтобы ее собрать. Именно поэтому они тщательно оберегают ее, подозрительно относятся к любым офици­альным версиям, объясняющим интерес к этой информации. Иссле­дователь должен убедить участников рынка, что его интерес бескорыс­тен, т.е. носит научный, а не коммерческий характер, не связан с желанием что-либо разоблачить. Кроме того, информанты должны быть уверены, что этот исследовательский проект достаточно важен, чтобы тратить на него время, и что исследователь в силах осуществить его «правильно».

Для повышения интереса к исследованию, придания ему значи­мости М.Аболафиа старался поместить исследовательскую задачу в более широкий контекст, убедить потенциальных информантов в необходимости серьезного исследования биржевой деятельности, ко­торая сегодня обществом недооценивается. Труднее оказалось, по признанию исследователя, убедить их в своей компетентности. Для того чтобы говорить с брокерами «на равных», ему пришлось про­слушать курс лекций для желающих стать участником фьючерсных торгов, выдержать экзамен и получить национальный диплом, посе­щать лекции коллег по проблемам финансов, просматривать финан­совые издания в поисках сюжетов и т.д. Все это позволило исследо­вателю быть желанным гостем на бирже, завоевать доверие биржевиков.