Логика исследовательского поиска

В самом общем виде логическую последовательность иссле­дования типа «обоснованная теория» можно представить сле­дующим образом: на основе «сырых» данных, которые в идеа­ле не включают интерпретации исследователя, выделяются коды (понятия), представляющие собой первый уровень интерп­ретации. Как правило, на этом уровне обобщается один из ас­пектов данных о конкретном явлении. От кодов, поднимаясь по лестнице абстракции, генерируются категории, централь-ные категории и, наконец, теория; исследователь, двигаясь от кодов «вверх», устанавливает взаимосвязи между кодами, обоб­щает их в более абстрактные понятия (категории), категории «уплотняются» в еще более абстрактные понятия (центральные категории) и в конце концов оформляются в теорию как общее описание конкретного социального феномена (рис. 2).

 


Рис. 2. Логика производства теории

Более подробно логика исследовательского поиска в этом ти­пе качественного исследования может быть представлена, как полагает А.Страусе, следующими элементами:

— концептуально-индикаторной моделью кодирования;

— сбором данных;

— кодированием;

— центральной категорией;

— теоретической выборкой;

— сравнением;

теоретическим насыщением;

— интеграцией теории;

— аналитическими мемос;

— теоретической классификацией'.

В целом, и мы уже говорили об этом, логика этого типа ис­следования направлена на создание «комплексной, сотканной из понятий, целостной теории», которая формулируется в тес­ной связи с напряженным анализом данных. В то же время ло­гическая последовательность процедур в исследовании такого типа, как и в любом качественном исследовании, не может быть «жесткой», строго фиксированной. Каждое такое иссле­дование в своем роде уникально.

Тем не менее А. Страусе выделяет некоторые «правила боль­шого пальца» (общие правила) в качестве методических дирек­тив. Так, по мере получения самых первых данных начинается процесс их кодирования, который продолжается в течение всего исследования. Результаты кодирования служат основой для формирования теоретической выборки. Принцип теоретиче­ской выборки заключается в следующем: последующий сбор данных зависит от теоретического осмысления феномена, от ре­зультатов аналитических построений исследователя на преды­дущем этапе.

Продолжается такое выборочное исследование данных до тех пор, пока не достигается теоретическое насыщение, т.е. по­ка полученные данные не перестают нести новых теоретиче­ских элементов, лишь подтверждая то, что уже было обнаруже­но ранее. Как только выявляется центральная категория или категории, исследователь начинает искать связь между ними, постепенно насыщая теорию.

Параллельно с кодированием идет написание аналитиче­ских мемос (письменных комментариев исследователя в виде небольших эссе) относительно исследования, чувств иссле­дователя, его идей, кодов, осмысления теоретической лите­ратуры.

Исследователь постоянно должен задавать генерирующие (термин А.Страусса. — А.Г.) вопросы: что происходит в поле,

1 Strauss A. Op. cit. P. 2

чем отличается данный случай от другого? что означает данное слово, или предложение, или действие в «нормальном» пони­мании? что оно еще может означать? где еще можно обнару­жить подобные явления?

Генерирующие вопросы играют значимую роль в этом типе исследования: с их помощью выдвигаются гипотезы, проводят­ся сравнения, формируется теоретическая выборка и т.д.

По мере развития исследования решается вопрос о том, ка­кие категории становятся самими значимыми, центральными, достигается интеграция всего процесса. Первые, предваритель­ные попытки интеграции начинаются на начальных стадиях исследования за счет поиска связей между кодами и категория­ми. По мере продолжения исследования процесс интегрирова­ния приобретает все больший удельный вес в комплексе действий исследователя.

Это касается и работы с мемос. По мере развития исследо­вания ученые приходят к необходимости сортировки (класси­фикации) мемос, что делает их концептуально более «плотны­ми», насыщенными. При этом первые мемос являются в гораздо меньшей степени интегрированными (т.е. содержат меньше обобщенной информации). На последних же стадиях значимость сортировки возрастает: здесь мемос должны сум­мировать предыдущие, быть более обобщенными и абстракт­ными одновременно.

Взаимосвязь трех важнейших элементов логики исследова­тельского поиска — сбора данных, кодирования и написания ме­мос не может быть однозначной. Кодирование только что со­бранных данных может подвигнуть исследователя как к написанию мемос, так и к сбору новых данных. Сбор данных и кодирование, с другой стороны, могут привести к дополни­тельному кодированию уже собранных (и, возможно, уже про­анализированных) данных. Рис. 3 дает представление о взаи­мосвязи этих этапов.

 

 

Рис. 3. Вариации последовательности этапов сбора данных, кодирования и написания мемос'

Попробуем теперь вернуться в начало исследовательского по­иска: к концептуально-индикаторной модели, направляющей коди­рование данных. Здесь данные — поведенческие акты, события, наблюдаемые, описываемые в документах или полученные из ин­тервью — выступают индикаторами концепта (понятия), которые аналитик выводит из них. В основе такой модели — постоянное

1 Strauss A. Op. cit. P. 24

сравнение индикаторов-данных между собой. Затем аналитик обо­значает их как индикаторы определенного класса событий или пове­денческих актов, т.е. кодирует их. Давая классу индикаторов назва­ние, он тем самым обозначает их как категорию, поднимает на более высокую ступень абстракции. После того как получена кате­гория, индикаторы-данные сравниваются с уже возникающим концептом. Проводя сравнение между дополнительными индика­торами-данными и кодами, категориями, последние оттачивают­ся, чтобы в наибольшей степени соответствовать данным.

В целом, как мы уже говорили, в рамках каждого исследова­тельского проекта, осуществляемого в рамках «обоснованной теории», будет особая, своя собственная последовательность ша­гов, которая зависит от:

— того, какие типы данных имеются в наличии, к каким мож­но получить доступ и какие необходимы;

— характера интерпретаций, которым их подвергнет исследо­ватель;

— опыта исследователя или исследователей;

— множества различных случайностей, которые влияют на ис­следователя;

— характера целевой аудитории, которой адресуются публикации;

— широты охвата и уровня обобщения, достигаемых в теории и требуемых исследователями1.

4.3. Важнейшие операции обоснованной теории

Важнейшей процедурой такого типа исследования является кодирование данных. Основу этой процедуры составля­ет так называемая парадигма кодирования, представляющая со­бой спектр аспектов жизненных практик изучаемых людей, ко­торые исследователь должен учитывать при кодировании. Это — своего рода напоминание, «подсказка» исследователю, что важного, значимого следует «искать» в данных, каким обра­зом их структурировать. Парадигма кодирования, согласно А.Страуссу2, включает:

— условия;

1 Strauss A. Op. cit. P. 24.

2 Ibid. P. 26.

— взаимодействия между акторами (деятелями);

— стратегии и тактики;

— последствия.

Найти условия чаще всего бывает достаточно легко — иног­да даже сами интервьюируемые на них указывают, нужно ис­кать намеки в использовании таких слов, как «потому что», «так как», «как», «из-за». Сходным образом последствия действий могут быть выделены фразами типа «в результате», «из-за этого», «результатом было», «впоследствии оказалось». Стратегии и более детальные тактики, связанные со стратеги­ями, обычно не представляют трудностей даже для неопытно­го аналитика.

Взаимодействия также легко находить — они представляют собой те взаимодействия, которые происходят между и среди информанта и других людей. А.Страусе1 полагает, что при иг­норировании элементов парадигмы кодирования проводимый процесс обобщения данных назвать кодированием в строгом смысле нельзя.

В целом процедура кодирования в исследованиях этого типа представлена тремя составляющими:

— открытым кодированием;

— осевым кодированием;

— селективным (выборочным) кодированием.

• Открытое — это самый первый тип кодирования данных, которое производит исследователь. В самом названии его за­ключена и основная организационная цель — начать, приот­крыть исследование. Открытое кодирование производится в процессе детального, тщательного анализа полевой заметки, интервью или другого документа — строка за строкой (line by line), слово за словом. Такое подробное, скрупулезное кодирова­ние здесь — база, основа, «заземление» будущей обобщающей теории.

Можно проводить кодирование по предложениям, либо параграфам, даже по всему документу наблюдения или ин­тервью. Правда, такое кодирование лучше проводить тогда, когда уже есть несколько категорий и необходимо кодировать «окрестности».

1 SttaussA. Op. cit. P. 27.

Интерпретации, полученные в процедуре открытого коди­рования (коды), всегда пробные, предварительные. Поэтому часть из них может быть признана ошибочной и отброшена на дальнейших этапах исследования.

Содержательная цель — производство концептов (понятий), которые кажутся адекватными собранным ранее. Концепты здесь — называние, «наклеиваниеярлыков» слову, фразе, фрагмен­ту текста. Несмотря на то что эти концепты являются предвари­тельными, они все же являются толчками к выделению других эле­ментов парадигмы кодирования, дальнейшему структурированию данных. А.сграусс подчеркивает, что неопытные аналитики «вместо того, чтобы заниматься выведением концептов, делают простые пометки на полях, которые не слишком отличаются от высказываний самих акторов»1. Он приводит следующий при­мер: «Медсестра говорит исследователю: "Когда пациент начал кричать, я, чтобы сохранить самообладание, покинула комна­ту"»2. Данная фраза аналитическим путем может быть преобра­зована в профессиональное самообладание с добавлением приме­чаний и указанием структурных условий, угрожающих ее спокойствию, а также тактик, которые она использует для под­держания самообладания. Это может привести исследователя к написанию мемос, в которых немедленно поднимаются вопро­сы о других имеющих место условиях и тактиках, а также о ситу­ациях, когда тактика медсестры не приводит к успеху или когда нет возможности воспользоваться этой тактикой.

«Правила большого пальца» здесь следующие:

— ищите «априорные» (in vivo codes) коды, т.е. те, которые ис­пользуют сами информанты. «Пыталась сохранить самооб­ладание» — прекрасный пример априорного кода;

дайте названия каждому коду (априорному или сконструи­рованному). Вначале не зацикливайтесь слишком на вопро­се, подходящий ли это термин, — просто назовите код как-нибудь;

— при построчном анализе (line by line) задавайте как можно больше конкретных вопросов о словах, фразах, предложе­ниях, действиях.

1 Strauss A. Op. cit. P. 30.

2 Ibid. R 31.

• Процедура осевого кодирования предполагает тщатель­ный анализ, проводимый вокруг одной категории (а не несколь­ких одновременно), и поиск элементов парадигмы кодирова­ния. Термин «осевой» здесь означает «вращение вокруг оси» одной категории. Проводя такую операцию, исследователь на­чинает выстраивать плотную «ткань» из взаимосвязей вокруг «оси абсцисс» категории, которая является объектом его вни­мания. При этом аналитик должен прилагать все усилия, что­бы двигаться только к поставленной цели и не позволять «соб­лазнам» в виде различных кодов вмешиваться в данный процесс в высшей степени целенаправленного кодирования. В результате у исследователя происходит накопление знания о взаимосвязи между «осевой» категорией и другими.

Осевое кодирование начинается в период открытого коди­рования, который обычно затягивается (хотя и не с первых ин­тервью) и сохраняет значимость вплоть до того момента, когда аналитик сосредоточивается на центральных категориях и пе­реходит к селективному (выборочному) кодированию.

• Селективное (выборочное) кодирование есть система­тическое кодирование в рамках центральной категории. Коди­ровать селективно означает, что аналитик сводит процесс ко­дирования только к тем кодам, которые связаны достаточно существенными связями с центральными категориями. Имен­но центральная категория теперь направляет дальнейший сбор данных в соответствии с теоретической выборкой. Селектив­ное кодирование, как правило, происходит после того, как ис­следователь определил, какая категория или категории явля­ются центральными в исследовании, т.е. после открытого и осевого кодирования.

• Процедура написания мемос предполагает, что первич­ные ориентировочные мемос:

— должны носить организационный характер (сбором каких данных заниматься, где это делать и т.д.);

— или выступать в качестве напоминаний (не забыть сделать это...);

— или представлять собой некоторую совокупность разроз­ненных идей;

— или содержать какие-то размышления с целью стимулиро­вания воображения.

Процедура написания дальнейших аналитических мемос сво­дится к объединению результатов открытого или осевого коди­рования, фиксированию взаимосвязи между крупными катего­риями, суммированию и интегрированию предыдущих мемос.

Известный английский социолог Томас Флет рекомендует организовывать мемос следующим образом:

— указывать на каждом из них дату написания;

— писать отдельное мемо для каждой идеи или темы;

— давать им их заголовки, которые помогали бы отнести ме­мос к разным уровням обобщения: код, категория1.

Он предлагает также разделить структуру мемо на 3 уровня. Сначала ответить на вопросы «Где источник кода?» и «Почему код возник в данном месте?». Затем найди смыслы кода. И на­конец, указать, какой из многообразных смыслов кода можно выбрать для анализа. Для этого лист необходимо разделить на две колонки, в первой написать, что код может означать, во второй — на что может указывать.

• Процедура выделения центральной категории сводится к поиску аналитиком такой категории, которая была бы связана с большинством других и соотносилась бы со всеми кодами (в идеале). Именно ей принадлежит основная роль в процессе ин­тегрирования теории. Для этого аналитику нужно постоянно искать «основную тему», которая связана с главной проблемой изучаемой группы людей: «Что здесь происходит?» Таким обра­зом, исследователь быстро учится «чувствовать» центральную категорию.

• В исследованиях типа «обоснованная теория» большое внимание уделяется процедуре построения интегрирующих диа­грамм. Эти диаграммы используются на самом трудном, итого­вом этапе процесса исследования, когда необходимо «собрать все в кучу», интегрировать результаты работы группы. Назначе­ние таких диаграмм в следующем:

— они дают представление о том, куда зашло исследование по итогам сбора данных, кодирования и написания мемос;

— они способствуют росту психологической уверенности ис­следователей в значимости своих результатов;

' Floeth Th Qualitative Analysis for Field Research (manuscript). 1996. P. 31.

они помогают наглядно прояснить связи между кодами,

а значит, обладают и аналитической пользой.

Интегрирующие диаграммы, как правило, изменяются в процессе развития исследования. Исследователи должны время от времени обращаться к такой диаграмме, чтобы за­даться вопросом «Что еще я не включил в нее?». По мере на­копления знаний в процедуре исследования переделывается и диаграмма как определенный итог исследования.

Рассмотрим самую первую базовую процедуру этого типа исследования — процедуру открытого кодирования на приме­ре нашего исследования процесса социально-экономической адаптации жителей Самарской области, проведенного в 1999—2000 гг.1 Задача второго этапа исследования заключа­лась в создании мини-теории факторов успешности—неус­пешности этого процесса. Основной метод исследования — нарративное интервью, а способ обработки — «обоснованная теория»2. Объектом этого этапа исследования выступали полярные группы успешных adanmanmoe и неуспешных дез-адаптантов. Успешные адаптанты — это те люди, которые предпринимали попытки «вписаться» в новую социально-эко­номическую реальность и оценивают уровень своей матери­альной обеспеченности достаточно высоко, а неуспешные деза-даптанты — те, кто не предпринимал никаких адаптивных действий и относит себя к малообеспеченным и бедствующим.

Покажем, как осуществлялся нашей исследовательской груп­пой аналитиков процесс открытого кодирования транскрипта интервью с Тамарой Н. (51 год), которая относилась к типологи­ческой группе «неуспешных дезадаптантов» (см. Приложение). Выделяя коды, мы пытались учесть все разнообразие их смыс­лов, создавая тем самым основательную базу «заземления» буду­щей теории. Мы использовали версию открытого кодирования line by line, т.е. кодировали по каждой строке, слово за словом.

1 Мы уже рассказывали о первом этапе этого исследова: ит в Теме 2, Часть I.

2 Стратегия обснованной теории может использон.пи I и для обработки уже собранных интервью, когда коды. полученные из данных первых интервью, сравниваются о данными последующих интервью.

Одним из первых априорных кодов, выделенных нами в транскрипте интервью, был код тогда. Мемо выглядело сле­дующим образом:

Что код может означать   На что указывает код  
1. Тогда - просто в прошлом   Информант просто говорит о прошед­ших событиях в соответствии с заданным нарративным импульсом (ее просили рас­сказывать об этом)  
2. Тогда - как про­тивопоставление сейчас   Имеет место уже противопоставление двух модусов существования: прошлого и настоящего, а не просто описание про­шедших событий  

Мы решили, что вторая версия, второй смысл — более под­ходящий: в тексте нарратива наиболее часты отсылки к прош­лому, когда говорится о негативных сторонах сегодняшней ре­альности: дороговизне жизни, «сложности» ее и т.д. Из этих соображений априорный код «тогда» нами был преобразован в код «тогда и сейчас».

Другой априорный код, выделенный нами, — все. В процес­се обсуждения были выделены следующие его смыслы:

Что код может означать На что указывает код  
1. Все — это люди одной со мной возраст­ной группы   Идентификация с людьми своего воз­раста, что вполне обычно для любого че­ловека  
2. Все — это я и все другие, мы как единство   Невыделение себя из толпы, стремле­ние быть такой же, как все остальные, проявление конформизма как почти пол­ного подчинения нормам референтной группы, с которой себя идентифицирует  
3. Все — это все лю­ди, жившие тогда   Речь может идти о противопоставле­нии двух «полярных» типов людей: наших, советских, и других, постсоветских, что свидетельствует о размытости референт­ной группы, о приобретении ею доста­точно широких границ — все советские люди  

 

В результате обсуждения мы решили, что, скорее всего, код все, а также близкий априорный код мы употребляется во вто­ром и третьем значениях — чтобы подчеркнуть спаянность ин­форманта с основной массой людей ее времени, а также чтобы противопоставить себя как человека другой эпохи «иному» ти­пу людей. Алриорный код все преобразуется в код, мы другие.

Следующий важный априорный код — нормально. Этот код встречался в интервью очень часто: «нормальное детство бы­ло», «нормальная человеческая жизнь», «семья у меня нор­мальная», «нормальный коллектив», «нормальная работа», «нормально в общем-то» и т.д. В процессе группового обсужде­ния были выделены смыслы:

Что код может означать   На что указывает код  
1. Нормально означает так себе, сойдет   Этот аспект жизнедеятельности для информанта — вполне сносный, терпи­мый  
2. Нормально — это все как у людей моего возраста и положения, это то, как принято между ними, то, что является обычным   Это может свидетельствовать о не­выделении себя из общности, автор стремится показать идентичность с людьми своего возраста и социального положения  
3. Нормально — лучше, чем у некоторых других   Придание тому или иному аспекту статуса нормальности может осущес­твляться на основе сравнения с людьми своего круга, у которых в семье разлад и ссоры, а дети — наркоманы. У инфор­манта в этом смысле — лучше. Пробле­мы с мужем компенсируются хорошей атмосферой в семье сына.  
4. Нормально может оз­начать, что многие сторо­ны жизни воспринимают­ся как норма. Информант не видит для себя другой жизни     Указывать это может на тягу к «простому», упрощенному, на низкий уровень притязаний по отношению к жизни, на веками освященную традицию  

В процессе анализа текста практически все, кроме перво­го смысла, имели свое подтверждение в смыслах других апри­орных кодов. Вместе с тем из этого априорного кода нами был все-таки выделен код уровень притязаний, который, на наш взгляд, вбирал второй, третий и четвертый смыслы. Этот код оказался очень полезным, фактически являясь гранью, свой­ством более общей категории, которая потом была выделена нами: образ будущего. Эта категория рассматривалась нами как общее определение ситуации, имеющееся в наличии у че­ловека, которое определяет особенности его поведения, вза­имоотношения с окружающими людьми, уровень притяза­ний.

5. Устная история (oral history) как тип качественного социологического исследования

5.1. Что такое устная история ?

«Устная история» (oral history) — это исследовательс­кая стратегия, использующая метод интервью для получения устных свидетельств относительно событий, в недавнем прош­лом имевших историческую значимость.

В самом этом термине «устная история» акцент надо делать на слове «история». Исследование этого типа направлено на получение субъективных свидетельств о важных событиях прошлого. Они становятся в ряд с другими, традиционными для историков документами, и прежде всего архивными, такими, как письма, дневники, мемуары. Не случайно «устные истори­ки» называют себя «устными архивистами». Устные рассказы здесь — это свидетельства памяти (memory claim), призванные достоверно воссоздать то или иное значимое событие в прош­лом. Здесь рассказчик, по точному выражению Мартины Бур-юс, — «рупор надындивидуального субъекта, чья цель — обеспе­чить сохранность и передачу коллективного опыта»1.

' Бургос М. История жизни: рассказывание и поиск себя. С. 124.

«Устная история» частично вышла из попыток использо­вать устные традиции, передававшиеся веками в обществах, где отсутствовала грамотность, для того чтобы выстроить, например, историю этого общества. В этом смысле устная ис­тория стара, как сама история. Для историков, изучавших совсем недавнюю политическую и социальную историю сво­ей страны, привлекательность устных свидетельств объясня­ется невозможностью доступа к достаточному количеству до­кументов.

Специалисты oral history полагают, что устные источники имеют определенные преимущества перед письменными доку­ментами. Во-первых, здесь не возникает сомнений относитель­но авторства документа, что повышает доверие к нему. Во-вто­рых, в отличие от письменного документа (мемуаров например) устное интервью сохраняет непосредственность впечатлений и искренность, которые более свойственны раз­говорной речи. В-третьих — это возможность сохранить в за­писи жизненный опыт людей, которые не имеют литературно­го таланта или свободного времени для написания мемуаров.

Таким путем создается новый вид истории — «не история лидеров, королей и президентов, а история фермеров, рабочих, эмигрантов и других простых людей»1.

Означает ли этот акцент на истории явления, что oral histo­ry — это только историческое исследование? Нет, не означает. Настоящее, которое призвана изучать социология, всегда «встроено» во временную перспективу. Для социологов всегда важно иметь «базовую» описательную информацию о социаль­ном явлении, которое имело место 30, 50, 70 лет назад. Это позволяет описать (или объяснить) социальные изменения в общественном целом, понять направления этих изменений. По мнению современного английского социолога Пола Томп­сона, для периода, ограниченного живой памятью, это — «эле­ментарное составление плана этноистории как базиса соврс менной социологической работы»2. С помощью «устного»

1 Хоффман А. Достоверность и надежность в устной исто­рии. С. 47.

2 Томпсон П. История жизни и анализ социальных измено-ний. С. 129.

интервью задача значительно облегчается. В качестве примера П.Томпсон ссылается на собственное исследование «Эдвардо-манцы: воссоздание британского общества»1. Обнаружив не­достаточность рукописных материалов, хранящихся в архивах об этом периоде начала XX века — правительственных докла­дов, результатов первых социологических исследований, их не­соответствие исследовательским целям, автор вынужден был обратиться к жанру «устной истории», т.е. к интервью с живы­ми свидетелями той эпохи. Использование этой исследова­тельской стратегии позволило английскому социологу создать «надежную социальную историю недавнего прошлого», а также дать богатейший материал для описательных социологических обобщений о том времени2.