Национализм, регионализм, расизм

 

Убежденность в превосходстве своей национальности в сравнении с иными, а поэтому уверенность в ее праве на определенные привилегии за счет других этнических групп – характеризуют национализм.

В отличие от национализма, регионализм не предполагает каких-либо привилегий; обычно он ограничивается стремлением населения сохранить свою самобытность: культурную, языковую, религиозную.

Национализм – разрушает общественные отношения, регионализм, наоборот, сплачивает, объединяет общество.

Сложные проблемы возникают в отношениях с национальными (этническими) меньшинствами. На территории СССР их называли «малыми» (затем, малочисленными) народами.

Этнические меньшинства обычно имеют следующие отличительные признаки:

1) относительная обособленность от других национальных групп (живут соседскими общинами, редко вступают в браки с представителями других народов);

2) групповая солидарность, чувство принадлежности «друг к другу» идентификация «своих» и «чужих»;

3) убеждение, часто ошибочное, в дискриминации со стороны господствующего большинства (в сфере образования; получения жилья, в. осуществлении других прав и возможностей).

Этнические различия – это не только язык, традиции, быт, особенности психологии. Сюда также относят и расовые особенности. В Европе, например, чаще встречаются люди со светлым цветом кожи, а в Азии – желтокожие. Африканские негры имеют черную кожу, кудрявые черные волосы и другие физические особенности, присущие этой расе. Австралийские аборигены обладают темной кожей, однако у них довольно светлые волосы, отличающие их от жителей Африки.

С точки зрения биологической науки, причины расовых различий зависят от климатических и других природных факторов. Однако трудно объяснить с помощью биологии причину социальной дискриминации отдельных народов по расовым признакам. Эти причины – в расистской психологии. Приписывая прямую наследственную связь личностных характеристик индивида от биологических особенностей его предков, расизм выводит из этого право господства одних («высших рас») над судьбами других, видит в этом достаточное основание для расового угнетения.

В качестве теоретической концепции расизм, как и национализм, появился сравнительно недавно, в период колонизации европейцами африканских, азиатских и американских континентов. Однако, национальные предрассудки (мнение или оценка достоинств или недостатков других этнических групп), а также дискриминация (неравноправное поведение представителей одних народов по отношению к другим) – существовали на всем протяжении человеческой истории.

Предрассудки основываются, обычно, на слухах, а не на объективной информации. Дискриминация опирается на предрассудки и явный или скрытый экономический и политический интерес; характеризуется деятельностью, направленной на лишение одной группы или индивидов прав, доступных для другой этнической группы.

Содержание предрассудков нередко определяют стереотипымышления, какспособ классификации нашего опыта. Стереотипы чаще бывают безвредными, если нейтральными в эмоциональном отношении. У белорусов может быть типичное представление о грузинах или армянах, хотя представление, скажем, азербайджанцев, о названных этнических группах, вероятно, будет иным. Когда же стереотипы связываются с чувством страха, тревоги, зависти, возникают предрассудки, перерастающие во враждебность одних групп по отношению к другим. Причем, негативные чувства, вызванные отдельными представителями той или иной национальности, без критического анализа переносятся на всю этническую группу. Происходит смещение чувств – гнев, ненависть, вызванные конкретными людьми, распространяется на целые народы, которые часто выступают в роли «козлов отпущения». Достаточно вспомнить репрессированные народы Северного Кавказа, Крыма, Поволжья в послевоенные годы.